Новости

Заседание Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства

4 июня в Екатеринбурге состоялось выездное расширенное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, двухдневная научно-практическая конференция и другие мероприятия, посвященные 25-летию со дня принятия Гражданского кодекса Российской Федерации. В столицу Свердловской области съехались именитые юристы из Москвы и других городов России.

В рамках конференции прошла презентация книги под редакцией Председателя Правительства РФ, председателя Попечительского совета Ассоциации юристов России Дмитрия Медведева «Кодификация российского частного права 2019». Издание представил в Уральском государственному юридическом университете председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников и другие авторы – известные ученые, принимавшие непосредственное участие в кодификационной работе.

Мероприятие также посетил Председатель Ассоциации юристов России, ректор МГЮА им. О.Е. Кутафина Виктор Блажеев.

Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства состоялось в резиденции Губернатора Свердловской области. Приветствуя гостей Губернатор подчеркнул, что Свердловская область и уральцы вносят весомый вклад в развитие права в России, и одним из ведущих центров по развитию правовой науки и подготовке высококвалифицированных кадров является Уральский государственный юридический университет. Выпускники этого вуза входят в Совет с момента создания, в том числе Павел Крашенинников.

Председатель Совета – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, напомнил, что Совет действует уже 20 лет. Он был образован Указом Президента РФ в октябре 1999 года и является консультативным органом при главе государства. И тогда, и сейчас Совет вел работу над текстом Гражданского кодекса РФ - над изначальным текстом и над его совершенствованием. Экспертные заключения Совета на законопроекты в сфере гражданского законодательства направляются Президенту Российской Федерации, Правительству РФ, в Совет Федерации,  в Государственную Думу, в высшие суды, а также инициаторам рассмотрения Советом законопроекта. За весь период своей деятельности Советом было рассмотрено более 800 проектов законов.

На состоявшемся впервые выездном расширенном заседании Совета в Екатеринбурге обсуждались актуальные вопросы, связанные развитием законодательства о цифровых правах; очередной этап реформы Гражданского кодекса РФ в части вещных прав; поправки в Семейный кодекс, направленные на защиту жилищных прав несовершеннолетних детей при разводе родителей: и о праве преимущественного приема детей на обучение в школу, в которой обучаются их братья и сестры. Подробнее о некоторых из рассмотренных законопроектов далее.

1. Проект федерального закона № 707755-7 «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации» направлен на решение сложностей с зачислением детей в школу, в которой обучаются их братья и сестры.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные организации осуществляется с учетом проживания на той территории, за которой закреплена конкретная образовательная организация.  Ввиду ограниченного количества мест в школах семьи, имеющие двух и более детей школьного возраста, нередко сталкиваются с проблемами устройства детей на обучение в одну школу (в том числе в случае изменения места жительства). Это создает очевидные неудобства, как для детей, так и их родителей, и не способствует  укреплению семьи. В случае, если даже два ребенка в семье учатся в разных школах, доставить их к началу занятий в разные учебные учреждения, зачастую отдаленные по территориальному признаку, представляется довольно затруднительным, а иногда и вовсе невозможным, в том числе с учетом начала рабочего времени родителей. В случае, если семья многодетная, ситуация еще больше усложняется, фактически ограничивая право детей на качественное образование, безопасное передвижение по пути в школу и обратно, на полноценный отдых, а родителей – в возможности осуществлять трудовую деятельность и обеспечивать семью, особенно в неполных семьях, - отметил Павел Крашенинников.

Учитывая, что право ребенка на обучение в школе вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, законопроектом предлагается внести следующие изменения в Семейный кодекс. Предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры. Данное право связано с фактом проживания детей в одной семье, - сообщил Павел Крашенинников.

Совет поддержал законопроект, отметив следующее.

Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) предусмотрено, что основными задачами демографической политики России являются повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, укрепление института семьи, что в свою очередь требует усиления государственной поддержки семей, имеющих детей, обеспечения их потребностей. Поскольку предлагаемые законопроектом меры направлены на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, обеспечению реализации прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития, целесообразность введения предлагаемых  изменений не вызывает сомнения, - подчеркнули на заседании Совета.

2. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 86 Семейного кодекса Российской Федерации» (разработан Правительством РФ, не внесен в ГД) направлен на защиту жилищных прав несовершеннолетних детей при расторжении брака родителей.

Проект ранее рассматривался Советом в предыдущей редакции и не получил поддержки (Экспертное заключение от 21 марта 2019 г. № 186-5/2019). Представленный сегодня законопроект был доработан Минюстом России с учетом высказанных замечаний.

На заседании отмечалось, что в настоящее время в статье 86 Семейного кодекса РФ в качестве оснований для привлечения судом родителя, проживающего отдельно от ребенка, к несению дополнительных расходов на ребенка указаны такие обстоятельства, как тяжелая болезнь, увечье несовершеннолетних детей или нетрудоспособных нуждающихся детей, необходимость оплаты постороннего ухода за ними. Этот перечень не является закрытым, и при наличии достаточных оснований суд всегда может прийти к выводу о взыскании в пользу ребенка каких-то непредвиденных расходов, имеющих экстренный характер (расходы, связанные с переездом и т.п.).

Законопроектом предлагается дополнить этот перечень таким обстоятельством, как отсутствие пригодного для постоянного проживания жилого помещения.

Участники заседания подчеркнули, что включение такого указания о возможности взыскания дополнительных расходов на жилье (с учетом всех конкретных обстоятельств) не представляется необходимым. Вместе с тем появление этого указания не должно повлечь негативных последствий, а напротив, будет способствовать большей предсказуемости правосудия и, в конечном счете, большей защищенности детей при возникновении определенных экстренных обстоятельствах при разводе родителей.

Проект в целом был поддержан Советом с рекомендацией дальнейшего обсуждения предложенной редакции в рамках процедуры обсуждения законопроекта на площадках Правительства РФ и в Государственной Думе. Члены Совета указали на необходимость исключения возможности для  злоупотреблений предлагаемой нормой.

3. Проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации». Законопроект разработан Рабочей группой, созданной Советом в целях совершенствования законодательства о вещных правах.

Целью законопроекта является устранение проблем, выявленных в ходе правоприменительной деятельности, связанных с определением правового режима недвижимого имущества.

Представляя законопроект, авторы отмечали, что действующие положения Гражданского кодекса содержат следующее регулирование понятия недвижимой вещи: недвижимыми вещами признаются земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места, а также иные объекты, неразрывно связанные с земельным участком, то есть, объекты, перемещение которых без причинения им несоразмерного ущерба невозможно. Кроме того, к недвижимым вещам законом может быть отнесено иное имущество (статья 130 ГК РФ). Такое регулирование за несколько десятилетий действия продемонстрировало свою недостаточность. Важнейшее для гражданского оборота понятие недвижимой вещи является чрезвычайно расплывчатым и не определенным, что влечет неоднозначное толкование на практике.

Так, судебная практика свидетельствует о том, что объекты, зарегистрированные в реестре как недвижимые вещи, зачастую признаются судами движимыми вещами или даже не вещами, а составными частями земельного участка (например, суды признавали, что не являются недвижимыми вещами асфальтированные площадки, заборы, оросительные системы и проч.). С другой стороны, судебная практика иногда признает недвижимыми вещами объекты, государственная регистрация на которые в реестре недвижимости отсутствует (например, недвижимостью признавались подъемные краны, производственное оборудование и проч.), - отмечалось руководителем Рабочей группы по совершенствованию законодательства о вещных правах Василием Витрянским.

Кроме того, признание здания или сооружения самостоятельной недвижимой вещью не всегда оправдано. В частности, потребность в этом отсутствует в случаях, когда здание или сооружение возведено собственником земельного участка. В этом случае более приемлемым решением является квалификация такого рода построек в качестве составной части земельного участка, а не самостоятельных вещей.

Требуют разрешения на уровне законодательства и проблемы квалификации результата незавершенных строительных работ как недвижимой вещи.

Эти и другие проблемы правового режима недвижимого имущества призван решить представленный законопроект.

Ключевым видом недвижимого имущества признается земельный участок. По общему правилу, любые постройки, возведенные на земельном участке, являются его составной частью, то есть, не признаются самостоятельными недвижимыми вещами (так называемый принцип единого объекта, характерный для большинства ключевых зарубежных юрисдикций). Постройки (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) могут признаваться самостоятельными вещами только в случаях, когда в соответствии с законом за лицом, не являющимся собственником участка, но возведшим постройку с согласия собственника, признается возможность приобретения права собственности на постройку, возведенную на чужой земле. К числу таких случаев будет относиться, в первую очередь, возведение построек арендатором земельного участка, который был предоставлен его собственником под строительство.

Законопроект исходит из нецелесообразности сохранения в качестве недвижимых вещей различных объектов, относимых сегодня к недвижимости в силу закона (воздушных и морских судов, судов внутреннего водного транспорта).

Правила законопроекта о предприятиях рассчитаны на то, чтобы создать удобный правовой режим, благодаря которому участники оборота смогли бы одновременно передавать совокупность объектов гражданских прав, а также долги, связанные с предпринимательской деятельностью, организованной в форме некоего экономического и организационного единства (предприятия).

Законопроектом в ГК РФ вводится новая глава 6.1, которая (по аналогии с главой 7, посвященной ценным бумагам), содержит детальное регулирование отдельных видов недвижимых вещей (земельных участков, зданий и сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений и машино-мест, единых недвижимых комплексов). Положения о каждом из указанных видов недвижимых вещей построены по следующему принципу: излагаются правила о возникновении соответствующих вещей, их физическом и юридическом изменении, а также о порядке прекращения отдельных видов недвижимого имущества.

Ключевым аспектом, который подчеркивается в положениях об указанных видах недвижимых вещей, является государственная регистрация первоначального права на объект. Именно с момента такой регистрации земельный участок, здание, помещение и проч. считаются существующими как объект гражданских прав – недвижимая вещь. Указанные нормы имеют своей целью недвусмысленно прояснить для правоприменительной практики целый ряд вопросов, касающихся момента и порядка признания тех или иных материальных объектов недвижимыми вещами.

Из новелл можно отметить следующее.

Положения о зданиях и сооружениях содержат новые для действующего гражданского законодательства правила о консолидации помещений в здании как способе юридического образования одной недвижимой вещи (здания) вместо поэтажной собственности.

В проект также включено правило о том, что если право собственности на земельный участок и на здание на нем принадлежат одному лицу, то здание как недвижимая вещь прекращает свое существование и становится составной частью соответствующего земельного участка.

Впервые за историю современного российского гражданского законодательства определено понятие объекта незавершенного строительства, как объекта, расположенного на земельном участке, не принадлежащем застройщику на праве собственности или иной вещном праве, работы по строительству которого выполнены более чем наполовину. Данное решение должно, с одной стороны, уменьшить случаи недобросовестной регистрации права собственности на объекты незавершенного строительства с целью последующего приобретения земельного участка, а с другой стороны, внести ясность в вопрос о том, с какого момента результат незавершенных строительных работ может быть признан недвижимой вещью.

В законопроекте также разрешается старая проблема российского гражданского законодательства о поэтажной собственности (помещениях и общем имуществе зданий, разделенных на помещения). Фактически правовой режим многоквартирных домов и нежилых зданий, разделенных на помещения, признается идентичным (за исключением ряда деталей).

Предполагается, что положения вступят в силу в 2021 году. Приведение единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в соответствие с теми изменениями, которые повлечет принятие данного закона, в том числе в отношении формирования единого объекта – земельного участка, составными частями которого могут являться здания и сооружения, предполагается осуществить в течение пятилетнего переходного периода.

Совет поддержал представленный законопроект и рекомендовал при его рассмотрении Государственной Думой синхронизировать с президентским блоком поправок в ГК РФ в части вещных прав, принятым в первом чтении в 2012 году.

Речь идет о масштабной модернизации Гражданского кодекса РФ, которая началась в 2012 году с внесенным Президентом РФ в Государственную Думу проектом федерального закона № 47538-6. Проект  предусматривал изменения во все четыре части Гражданского кодекса в целях его совершенствования, модернизации, приведения в соответствие требованиям времени. После принятия в первом чтении проект, ввиду масштабности предложенных изменений, был разделен на 11 блоков - отдельных законопроектов. К настоящему времени приняты 9 блоков, готовится к принятию блок поправок по вещным правам.

Источник использованного изображения