1 ноября 2018 года состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, который возглавляет председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников.
Совет действует с 1999 года и является консультативным органом при Президенте РФ, обеспечивающим взаимодействие между федеральными и региональными органами государственной власти, общественными объединениями, научными учреждениями и организациями при рассмотрении вопросов, связанных с совершенствованием гражданского законодательства.
На прошедшем заседании был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 575 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования запрета на получение вознаграждений и подарков отдельными категориями лиц”».
Законопроект направлен на совершенствование положений законодательства, регламентирующих запреты на получение вознаграждений и подарков отдельными категориями лиц. В частности, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, государственными и муниципальными служащими, служащими Банка России и др.
Проект входит в пакет законопроектов, которые подготовил Минтруд России в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции. Законопроект предлагает внести изменения в действующие нормы, в том числе в ГК РФ, запрещающие дарение подарков вышеуказанным лицам дороже трех тысяч рублей. Вместо этого предлагается установить конкретный перечень подарков, который будет разрешено принимать. В такой перечень войдут подарки в виде полиграфической продукции с логотипом государственного органа, органа местного самоуправления, организации, а также цветы, ценные подарки в качестве поощрения от органа государственной власти, в котором работает должностное лицо, или вышестоящего органа. Если же подарок будет получен не из списка, то он признается, соответственно, федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ, муниципальной собственностью или собственностью организаций, и должностное лицо обязано сообщить о таком подарке работодателю.
Перечень разрешенных подарков и особенности регулирования дарения вышеуказанным категориям лиц предложено установить в антикоррупционном законодательстве. Соответствующие отсылочные нормы предлагается внести в статью 575 ГК РФ – что и содержится в законопроекте, рассмотренном на заседании Совета.
В целом, с учетом принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», Совет поддержал законопроект с небольшими рекомендациями по его доработке.
Следующим пунктом повестки стало рассмотрение двух законопроектов: «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации в части наследования выморочного имущества» и «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части наследования выморочного имущества».
Предлагаемые изменения направлены на совершенствование положений о наследовании выморочного имущества – т.е. имущества наследодателя, которое некому наследовать из родственников или наследников по завещанию и которое в таком случае должно переходить в собственность Российской Федерации, субъектов РФ либо муниципальных образований. Это, например, имущество, оставшееся после смерти одиноких граждан, у которых нет наследников. Или если наследники есть, но никто из них не принял наследство, либо наследники отстранены от наследства как недостойные и т.д. Зачастую такое имущество становится предметом разного рода посягательств, самовольного захвата.
Стоит отметить, что на наследника выморочного имущества, в качестве которого выступают публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ и муниципальные образования), возложены обязанности по организации оценки наследственного имущества, его принятия, хранения и дальнейшей реализации. Кроме того, такой наследник отвечает и по долгам наследодателя, так как наследуются не только активы, но и пассивы.
Вместе с тем в настоящее время отсутствует механизм выявления и охраны выморочного имущества, а также своевременной передачи такого имущества соответствующему публично-правовому образованию, который мог бы обеспечить эффективную работу института наследования выморочного имущества.
Как указано в пояснительной записке к законопроектам, их принятие будет способствовать оптимизации состава имущества публично-правовых образований, эффективному использованию выморочного имущества, защите прав и законных интересов граждан, укреплению местного самоуправления.
Однако, по мнению Совета, предложенные в законопроектах меры не позволят реализовать указанные ожидания, поскольку решение насущной проблемы наследования выморочного имущества в законопроектах не предложено. Советом отмечено, что основное содержание законопроекта, вносящего изменения в ГК РФ, сводится к перераспределению отдельных видов имущества, входящих в активы наследственной массы, между теми или иными публично-правовыми образованиями.
Советом даны рекомендации по выработке взвешенного подхода к процедуре выявления и охраны выморочного имущества, сочетающего в себе своевременное информирование органами ЗАГС потенциальных наследников выморочного имущества о факте смерти наследодателя или информирование системы нотариата. «Необходимо своевременное возбуждение наследственных дел и принятие мер по розыску и охране наследства, выявлению кредиторов умершего и дальнейшему определению судьбы наследственного имущества. Такой подход при этом должен быть хорошо просчитан и обоснован экономически», – отмечено на заседании Совета.
Указав на необходимость глубокой проработки всех вышеперечисленных вопросов с участием ученых-цивилистов, нотариального сообщества, федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за управление государственным имуществом, органов прокуратуры и других органов государственной власти, Совет не поддержал рассмотренные законопроекты. При этом была отмечена важность и необходимость разработки целостного закона, которым будут учитываться все вышеуказанные рекомендации и который позволит обеспечить более эффективный механизм наследования выморочного имущества.
Далее члены Совета рассмотрели еще несколько законопроектов, по которым дали экспертные заключения:
- о проекте федерального закона № 374843-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования деятельности саморегулируемых организаций в области негосударственной экспертизы проектной документации, негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий»;
- о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (в части установления требований к банковским гарантиям)»;
- о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов»;
- о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (о повышении эффективности регулирования обязательного страхования и деятельности страховщиков по обязательному страхованию);
- о проекте федерального закона № 554798-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отдельных видов рыболовства»;
- о проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” (в части гражданского оборота объектов речного порта).
В завершение заседания члены Совета приняли решение о создании рабочей группы по внесению поправок в ГК РФ по вещным правам, которым предусматривается реформирование раздела Гражданского кодекса РФ о праве собственности и других вещных правах.