6 июля 2018 года в Государственной Думе состоялось первое заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства Российской Федерации о судоустройстве и процессуального законодательства.
Рабочая группа создана по распоряжению Администрации Президента РФ в целях работы над законопроектами по реформированию судоустройства и судопроизводства, находящихся на рассмотрении Государственной Думы.
В состав рабочей группы вошли представители Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, представители Государственно-правового управления Президента РФ, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, Совета Федерации, а также научного юридического сообщества из ведущих вузов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГЮА им. О.Е. Кутафина, УрГЮУ).
Возглавил рабочую группу председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников, ответственным секретарем назначен судья Верховного Суда РФ, секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится более 30 законопроектов, которыми предлагается внесение изменений в законодательство о судоустройстве. Среди них – проект о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции; проект об изменениях в порядке рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах; о новом виде дисциплинарной ответственности судей; об обязательной аудиозаписи судебных заседаний; о примирительных процедурах; об арбитраже (третейском разбирательстве) и многие другие.
Этими законопроектами предлагается внести масштабные изменения в законодательство, которые целесообразно прорабатывать в комплексе, а также предусмотреть для ряда новелл переходные положения.
Первое заседание рабочей группы было посвящено наиболее приоритетным законопроектам и сопутствующим вопросам.
1. В связи с подготовкой ко второму чтению проекта федерального конституционного закона № 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» в ходе заседания обсуждались следующие вопросы:
1) границы создаваемых судебных округов и местонахождение новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. При проработке вопроса учитывались особенности регионов, транспортная составляющая, экономическая активность, развитие инфраструктуры, наличие юридических вузов для подготовки кадров и т.д.
Предлагается расположить кассационные суды в следующих городах: Первый кассационный суд – город Саратов; Второй кассационный суд – город Москва; Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург; Четвертый кассационный суд – город Краснодар; Пятый кассационный суд – город Пятигорск; Шестой кассационный суд – город Самара; Седьмой кассационный суд – город Челябинск; Восьмой кассационный суд – город Кемерово; Девятый кассационный суд – город Владивосток; Кассационный военный суд – в городе Новосибирске.
В отношении создаваемых апелляционных судов предложены следующие города: Первый апелляционный суд – в городе Калуге; Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург; Третий апелляционный суд – город Сочи; Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород; Пятый апелляционный суд – город Новосибирск; Апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области;
2) вступление в силу новых положений и исключения;
Предлагается установить сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции – с момента вступления закона в силу и до 15 октября 2018 года.
Период образования новых апелляционных и кассационных судов, и начала их деятельности предлагается установить – с момента официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года. Решение о начале деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ;
3) вопросы передачи дел вновь созданным судам после вступления закона в силу, другие переходные положения;
4) предельный возраст председателей кассационных судов и заместителей председателя Верховного Суда РФ.
По действующему законодательству предельный возраст для судей – 70 лет. Председатели новых кассационных судов должны иметь судейский стаж и опыт руководства судами, поэтому предлагается увеличить предельный возраст для председателей создаваемых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. А также, в целях единства подхода, такой же предельный возраст предложено установить для председателей арбитражных судов округов и заместителей председателя Верховного Суда РФ;
5) вопросы создания кассационных и апелляционных военных судов.
Нормы законопроекта, касающиеся создания военных кассационных и апелляционных судов, предложено вводить вместе с внесением изменений в отраслевое законодательство о военных судах.
2. Обсуждались законопроекты, уточняющие положения законодательства в связи с созданием новых кассационных и апелляционных судов. В настоящее время эти законопроекты готовятся к первому чтению:
- проект федерального закона № 494700-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов обще юрисдикции»;
- проект федерального закона № 494640-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с созданием кассационных и апелляционных судов обще юрисдикции».
3. Был рассмотрен пакет внесенных Президентом РФ законопроектов, который подготовлен ко второму чтению. Проектами предусматривается совершенствование порядка дисциплинарной ответственности судей, уточняется порядок формирования суда, правовой статус помощника судьи и вводится обязательная аудиозапись судебных заседаний:
- проект федерального закона № 425945-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статьи 10 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;
- проект федерального закона № 426094-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- проект федерального закона № 426225-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
4. Еще одним пунктом повестки стали вопросы совершенствования законодательства о третейских судах:
- проект федерального закона № 350176-7 «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения».
На текущий момент, по новым правилам, арбитражных учреждений было зарегистрировано по всей стране всего четыре. Предлагается упростить процедуру и требования при регистрации арбитражных учреждений, чтобы третейское разбирательство стало более востребованным в России.
5. Были обозначены приоритетные задачи в работе по подготовке ко второму чтению законопроекта о реформировании судопроизводства, внесенного Верховным Судом:
- проект федерального закона № 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Намечено дальнейшее обсуждение вопросов о составлении мотивировочной части решения суда, об извещении участников процесса о движении дел и другие. Эти вопросы будут более детально прорабатываться на следующем заседании рабочей группы.
С полным перечнем вопросов, рассмотренных на первом заседании рабочей группы, а также протоколом с указанием принятых решений можно будет ознакомиться на сайте Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству (http://www.komitet2-10.km.duma.gov.ru/).
Источник использованного изображения