Новости

Законопроект о цифровом нотариате принят во втором чтении

Законопроект был разработан Правительством РФ в целях реализации программы «Цифровая экономика».

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству,сопредседатель АЮР Павел Крашенинников отметил, что законопроект является важным и своевременным для развития цифровой экономики, и направлен на оптимизацию нотариальной деятельности, повышение востребованности нотариальной защиты прав граждан и организаций в условиях цифровизации.

Павел Крашенинников сообщил, что законопроект рассматривался межведомственной Рабочей группой по совершенствованию законодательства в сфере нотариата, созданной Комитетом, которая дала рекомендации по его доработке ко второму чтению. Проект обсуждался на экспертных площадках с Минюстом, ФНП, с привлечением отраслевых ведомств (Минкомсвязь, Росфинмониторинг).

Законопроектом, с учетом поправок, предлагается ряд важных новелл в части совершения нотариальных действий в электронной форме.

1.    Устанавливается перечень и порядок совершения нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме (т.е. удаленно, без личной явки обратившегося лица к нотариусу).

К таким действиям будут отнесены: свидетельствование верности перевода документа на другой язык; передача электронных документов физическим и юридическим лицам; принятие в депозит безналичных денежных средств; совершение исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке; обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети «Интернет»; выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и др.

Новым видом нотариального действия, которое будет совершаться в электронной форме, является - удостоверение равнозначности электронного документа электронному документу, изготовленному в ином формате (т.е. при конвертации документа из одного формата в другой – например, из PDF в Word или в JPEG). Равнозначный документ изготавливается нотариусом путем преобразования представленного заявителем электронного документа посредством изменения формата (конвертации), и имеет ту же юридическую силу, что и оригинал.

Кроме того, закрепляется, что нотариус сможет принимать на хранение документы не только в бумажном виде, но и в электронном, что в условиях цифровизации представляется целесообразным. Электронные документы будут храниться в Единой информационной системе нотариата.

Для удаленного совершения нотариального действия заявитель должен направить нотариусу через Единую информационную систему нотариата (либо через портал Госуслуг) заявление, удостоверенное усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением документов в электронной форме. «Нотариус проверяет электронную подпись и, не позднее пяти рабочих дней после оплаты, изготавливает нотариальный документ в электронной форме. По просьбе заявителя нотариальный документ может быть выдан и на бумажном носителе», - сообщил Павел Крашенинников.

Законопроектом предусматривается ведение специального реестра нотариальных действий, совершенных удаленно. Удостоверенный, совершенный или выданный нотариусом документ в электронной форме, должен подписываться квалифицированной электронной подписью нотариуса.

«Предлагаемая новелла по совершению нотариальных действий в электронной форме значительно облегчит гражданам и юридическим лицам получение ряда нотариальных услуг, позволит им сохранить время и сократить расходы, которые обычно затрачиваются на личное посещение нотариуса», - сказал Павел Крашенинников.

2. Вводится возможность совершения дистанционной сделки с участием нескольких нотариусов, действующих в интересах каждой стороны - через электронную систему нотариата, без совместного присутствия сторон сделки. Достоверность волеизъявлений в таком случае устанавливается и гарантируется каждым нотариусом. «Это может быть востребовано, когда лица, заключающие важную сделку, находятся далеко друг от друга, например, в разных регионах», - отметил Павел Крашенинников.

Согласно предлагаемой процедуре, проект сделки будет создаваться нотариусами с использованием электронной системы нотариата. Участники сделки, находящиеся отдельно (каждый в присутствии нотариуса) подписывают экземпляр сделки в электронной форме – простой электронной подписью. Далее, этот электронный экземпляр сделки подписывается квалифицированными электронными подписями нотариусов, гарантирующих достоверность. Вместе с тем стороны также подписывают экземпляр сделки на бумажном носителе, который идентичен электронному экземпляру. Неизменность текста электронного документа будет обеспечиваться средствами Единой информационной системы нотариата.

Данная новелла предоставит гражданам и бизнесу новый комфортный инструмент, гарантирующий их правовую защиту в условиях развития цифровой экономики, и позволит обеспечить достоверность «цифровых» данных при совершении удаленных сделок в электронной форме.

3. Для целей защиты добросовестных участников оборота устанавливается, что для взыскания по исполнительной надписи, в т.ч. электронно, по договору займа нотариусу должен предоставляться документ, подтверждающий передачу заемных средств - чтобы избежать необоснованного списания.

4. Федеральной нотариальной палатой будет обеспечиваться возможность представления по запросу заявителя в круглосуточном режиме сведений об открытии наследственного дела – посредством сети «Интернет».

5. Предусматривается право нотариуса при отсутствии у гражданина документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего документ, устанавливать его личность посредством единой биометрической системы.

Кроме того, нотариусам предоставляется право получать из информационной системы Пенсионного фонда РФ бесплатно в форме электронного документа сведения о СНИЛС граждан, т.к. эти сведения необходимы при совершении нотариальных действий и проверке нотариусами документов.

6. Предоставляется возможность проверки посредством Единой информационной системы нотариата информации о нотариальном документе с использованием размещенной на нем машиночитаемой маркировки (по аналогии QR-кода), с указанием даты, регистрационного номера и вида нотариального действия, а также ФИО нотариуса и заявителя.

7. Устанавливаются правила исправления нотариусом выявленных технических ошибок, не изменяющих правовое содержание нотариально оформленного документа и не влияющих на права третьих лиц – таких как описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка. Техническая ошибка будет исправляться нотариусом по требованию заявителя, его представителя или на основании решения суда - в течение трех рабочих дней после поступления требования.

Предложенные изменения будут вводиться в действие по истечении 1 года после официального опубликования принятого закона, за исключением некоторых положений.