Новости

Законодатели предлагают ввести понятие «географическое указание»

11 сентября, согласно решению Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, создана рабочая группа по проекту федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о географических указаниях).

В состав рабочей группы вошли члены Совета Федерации: Л.С. Гумерова, З.Ф. Драгункина, И.М. Умаханов, С.Ю. Фабричный; депутаты Государственной Думы: П.В. Крашенинников, И.В. Лебедев, М.В. Емельянов, Ю.П. Синельщиков, К.М. Бахарев, Н.П. Николаев, Н.Д. Боева; руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Г.П. Ивлиев.

Рабочая группа будет заниматься доработкой законопроекта ко второму чтению, в том числе с учетом переходных положений и синхронизации с действующими законами и другими законопроектами в затрагиваемых отраслях, находящимися на рассмотрении Государственной Думы.

Один из авторов законопроекта – председатель Комитета, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников напомнил, что законопроектом предлагается ввести в ГК РФ новый объект интеллектуальных прав «географическое указание» – в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов. Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию.

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции параграф 3 главы 76 части 4 Гражданского кодекса РФ, давая определение обоим объектам – «географическое указание» и «наименование места происхождения товара», и указывая конкретные требования к каждому из них. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.

Так, предлагается установить, что географическим указанием является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории конкретного географического объекта. Географическим происхождением товара должны в значительной степени определяться: его особое качество, репутация или другие характеристики. И хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, должна осуществляться на указанной территории (в отличие от НМПТ, для которого должны осуществляться все стадии производства товара на указанной территории). «Таким образом, в качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, крымские вина, якутские алмазы, золото Костромы», – сказал Павел Крашенинников.

«Законопроектом указывается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации. Регистрация будет осуществляться Роспатентом. Лицам, зарегистрировавшим географическое указание, предоставляется исключительное право его использования», – сообщил Павел Крашенинников.

Новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов позволят расширить перспективы развития регионов России. Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением. В каждом субъекте РФ присутствует своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.д.

«Предлагаемые законопроектом изменения позволят повысить конкурентоспособность экономики регионов, будут способствовать привлечению российских и иностранных инвестиций, развитию туризма, работая тем самым в русле антисанкционных мероприятий», – заявил Павел Крашенинников.

Источник использованного изображения