15 февраля в Государственной Думе состоялось совещание по проекту федерального закона № 645492-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия организованной преступности)», внесенному Президентом России. Законопроект был направлен ответственным Комитетом по государственному строительству и законодательству в рассылку для представления отзывов.
Председатель Комитета, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом предлагается ввести отдельное уголовное наказание для лидеров преступного мира, а также ужесточить уголовную ответственность за организацию преступного сообщества, руководство и участие в нем.
1. Действующим законодательством установлена уголовная ответственность для лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, но только если эти лица совершили преступление по ч. 1 ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем» - организовали криминальное сообщество для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, руководят им, регулируют деятельность в целях совершения преступлений, раздела сфер преступного влияния и преступных доходов, либо участвуют для этого в собраниях преступных организаций и т.д.
«В ином случае они не могут быть привлечены к ответственности по уголовному законодательству. Поэтому такие лица, являясь лидерами преступного мира и координируя деятельность возглавляемых ими сообществ, зачастую уходят от ответственности», - сказал Павел Крашенинников. - Законопроектом предлагается исправить эту ситуацию, дополнив Уголовный кодекс новой статьей, которая вводит уголовную ответственность за сам факт лидерства в преступной иерархии. Такое преступление будет караться лишением свободы от 8 до 15 лет с возможным максимальным штрафом до 5 млн. рублей. Применение условного осуждения к таким лицам исключается».
2. Также законопроектом вносятся изменения, дополнения и уточнения в статью 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем».
2.1. Отдельным преступлением указывается участие лица в собрании представителей или организаторов преступных сообществ в целях создания, руководства либо координации деятельности криминального сообщества. Это преступление выделяется в отдельную часть 1.1 статьи 210 УК РФ.
Участнику такой «сходки» грозит лишение свободы от 12 до 20 лет со штрафом до 1 млн. рублей.
За само совершение преступления по организации, руководству или координации деятельности преступной группировки предлагается повысить штраф до 5 млн. рублей, при этом сроки лишения свободы сохраняются те же - от 12 до 20 тыс. рублей.
2.2. Повышаются штрафы, которые могут быть назначены совместно с лишением свободы, по другим частям статьи 210 УК РФ:
- за участие в преступном сообществе – штраф повышается до 3 млн. рублей (сейчас до 500 тыс. руб.), а также увеличиваются минимальные сроки лишения свободы - от 7 до 10 лет (сейчас от 5 до 10 лет);
- за совершение какого-либо из вышеуказанных преступлений с использованием служебного положения – штраф увеличивается до 5 млн. рублей (сейчас до 1 млн. руб.), при этом срок лишения свободы сохраняется действующий - от 15 до 20 лет;
- совершение лидером преступной группировки преступления по созданию, руководству, координации деятельности преступного сообщества или участия в собрании с этими целями, карается по действующему законодательству лишением свободы от 15 до 20 лет или пожизненным заключением. Проектом предлагается дополнить сроки лишения свободы возможностью назначения штрафа - до 5 млн. рублей.
2.3. Дополняются условия освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших указанные преступления. Сейчас такая возможность есть у тех, кто добровольно прекратил свое участие в преступном сообществе и активно способствует пресечению его деятельности, раскрытию или пресечению преступлений.
«Согласно проекту, избежать наказания смогут и те, кто сообщил о готовящемся собрании организаторов или представителей преступного сообщества, а также активно способствует пресечению его деятельности», - сказал Павел Крашенинников.
3. Законопроектом вносятся уточнения, связанные с определением подсудности и подследственности уголовных дел о вышеуказанных преступлениях. Так, предварительное следствие по ним производится следователями органов внутренних дел, но может производиться также следователями того органа, который выявил преступления. Подсудность уголовных дел в отношении лидеров преступного мира относится к компетенции областных и равных им судов.
«Изменения, инициированные Президентом, значительно расширяют возможности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. По действующему законодательству криминальные авторитеты, как правило, недосягаемы для следствия, поскольку доказать их причастность к совершаемым преступлениям практически невозможно. Однако именно они поддерживают жизнеспособность преступных сообществ, следят за «порядком» в преступном мире, обеспечивают нужные связи и условия для совершения преступлений. Следственные органы, даже располагая информацией об их противоправной деятельности, не имеют достаточных инструментов для привлечения к уголовной ответственности. Благодаря предложенным поправкам в УК РФ эта ситуация изменится», - пояснил Павел Крашенинников.
Он сообщил, что Комитет будет рекомендовать рассмотреть законопроект в первом чтении уже не следующей неделе, а принять в окончательном третьем чтении - в марте 2019 г.