Новости

Владимиру Груздеву объявлена благодарность Комитета ГД по государственному строительству и законодательству

18 сентября 2018 года в рамках заседания Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству состоялось торжественное награждение в связи с принятием Государственной Думой и вступлением в силу Федерального закона от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации». 

За большой личный вклад в подготовку закона объявлена благодарность Комитета ГД по государственному строительству и законодательству: председателю Правления Ассоциации юристов России Груздеву Владимиру Сергеевичу, Москальковой Татьяне Николаевне, Хинштейну Александру Евсеевичу, Куликову Александру Дмитриевичу, Марданшину Рафаэлю Мирхатимовичу, Николаевой Елене Леонидовне, Шайденко Надежде Анатольевне, Назарову Андрею Геннадьевичу, Титову Борису Юрьевичу, Гришанкову Михаилу Игнатьевичу, Палееву Михаилу Семеновичу, Миронову Сергею Михайловичу, Емельянову Михаилу Васильевичу, Нилову Олегу Анатольевичу, Гартунгу Валерию Карловичу, Нилову Ярославу Евгеньевичу, Сухареву Ивану Константиновичу, Синельщикову Юрию Петровичу.

Согласно закону день нахождения в СИЗО теперь засчитывается как полтора дня в колонии общего режима, два дня в колонии-поселении и один день в колонии строгого режима или тюрьме (ранее это время засчитывалось из расчета один день в СИЗО за один день лишения свободы). Время нахождения под домашним арестом засчитывается из расчета два дня домашнего ареста за один день нахождения в СИЗО или лишения свободы.

Основной автор закона – председатель Комитета, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сказал, что принятия этого закона ждали очень долго – он был подготовлен и внесен в Государственную Думу 10 лет назад. Несмотря на все трудности с прохождением, закон был принят в июне этого года, что является важнейшим шагом в гуманизации уголовно-исполнительной системы и реализации принципа справедливости.

Павел Крашенинников не раз отмечал, что считает этот закон «круче амнистии», поскольку система зачета сроков меняется в дальнейшем, но также закон имеет и обратную силу – в отношении тех, кто находится в местах лишения свободы. Таким образом, срок наказания уменьшится у значительного числа осужденных, многие из которых уже начали выходить на свободу. По данным ФСИН на июль 2018 года, пересчет сроков может затронуть более 110 тысяч осужденных.

Павел Крашенинников подчеркнул, что работа над законом велась длительно и тщательно, его принятие состоялось благодаря активному участию и поддержке многих людей.

Большое участие в подготовке и поддержке закона также принимало предпринимательское сообщество («Деловая Россия», «Опора России», РСПП, ТПП). Закон всячески поддерживали: Генеральная прокуратура, Верховный Суд, уполномоченный по защите прав предпринимателей, соавтор закона Татьяна Москалькова – будучи депутатом ГД, а затем уполномоченным по правам человека в РФ.

При работе над законом изучался, среди прочего, зарубежный опыт. Аналогичные нормы, к примеру, предусмотрены в действующих уголовных кодексах стран СНГ и Балтии, Австрии, Дании, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Японии, КНР и других. Зачет предварительного заключения в срок отбывания наказания производился и советским уголовным законодательством.

При разработке закона также принималось во внимание состояние следственных изоляторов в стране, большинство из которых построено еще до переворота 1917 года – во времена Российской империи. Условия содержания в них очень тяжелые, сопоставимые с тюремными. Таким образом, люди, находящиеся месяцы и годы в СИЗО, фактически, наказываются до суда. А ведь большая часть из них впоследствии приговаривается к отбыванию наказания в исправительных учреждениях с более мягкими условиями содержания. Не говоря уже об оправдательных приговорах. «Кроме того, в отношении предпринимателей этот порядок используется для недобросовестной конкуренции. Законом мы пытаемся эту чудовищную ситуацию исправить. Надеюсь, что новелла приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу», – сказал Павел Крашенинников.

Отдельно стоит отметить, что новый порядок зачета сроков не распространяется на лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, связанных с оборотом наркотиков, с посягательством на конституционный строй страны; преступлений, связанных с террористической деятельностью; при особо опасном рецидиве. А также в отношении осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на 25 лет.

Кроме того, не применяется указанный повышающий коэффициент в период нахождения осужденного в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа в случае применения мер взыскания к осужденным. А также если осужденный отбывает наказание в строгих условиях в воспитательной и исправительной колонии.

По словам председателя Правления АЮР Владимира Груздева, работавшим над законопроектом, условия в СИЗО гораздо хуже, чем условия в колониях. А вот под домашним арестом у человека гораздо больше возможностей, в том числе для проработки линии своей защиты. «Не может день, фактически проведенный в тюрьме, соответствовать дню, проведенному человеком в привычной и комфортной обстановке дома», – заявил он. Принятие закона, пояснил Груздев, долгое время откладывалось из-за того, что шли споры, какие именно коэффициенты будут справедливыми. Так, в первоначальном варианте домашний арест засчитывался в срок наказания без коэффициентов – день шел за день. «Но в итоге победила точка зрения, что нужен специальный коэффициент и для домашнего ареста», – сказал он. Сейчас, по его мнению, принят вполне разумный вариант, делающий систему зачета сроков достаточно гибкой.

Источник использованного изображения