В рамках VIII Петербургского Международного Юридического Форума, который проходит в Санкт-Петербурге 15-19 мая 2018 года состоялась дискуссионная сессия «Гуманизация уголовного законодательства в области экономики: дальнейшие шаги», в которой принял участие председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Спикерами мероприятия также стали заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Гуцан, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу Александр Клаус, сопредседатель «Деловой России», Исполнительный Сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров, начальник Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Андрей Тенишев и другие.
В ходе дискуссии участники оценили произошедшие изменения уголовного законодательства в экономической сфере с точки зрения обеспечения условий для безопасного ведения бизнеса в стране, а также рассмотрели новые подходы для устранения административных и уголовно-правовых препятствий для развития предпринимательства. Спикеры сессии обсудили роль новых законодательных инициатив делового и экспертного сообщества в уголовно – правовой сфере в изменении законодательного ландшафта страны и гуманизации действующего законодательства в интересах повышения привлекательности российской юрисдикции.
Избыточная криминализация экономической деятельности причиняет существенный ущерб стране: экономически активные граждане получают судимость и «выпадают» из экономики, бюджетные средства расходуются на расследование таких преступлений, тратится время следователей, судей, прокуроров.
Одной из проблем, которая волнует сегодня бизнес сообщество - это избыточная криминализация экономических преступлений. Предприниматель Александр Потапов обратился к участникам обсуждения с просьбой о либерализации наказания по экономическим преступлениям и включения экономического состава в проект по амнистии.
Как считает председатель Правления АЮР Владимир Груздев, инвестиционной климат Российской Федерации во многом зависит от деятельности правоохранительных органов. «В первую очередь подразумевают защищенность бизнеса от необоснованного уголовного преследования. Долгое время это было одной из проблемных зон нашей практики. Нельзя сказать, что сейчас все проблемы в этом направлении решены. Однако государство серьезно работает над повышением гарантий защиты прав предпринимателей» – сказал Владимир Груздев.
Так, повышены пороги ущерба почти по всем экономическим статьям (крупный ущерб увеличен с 1,5 до 2,25 млн руб., особо крупный – с 6 до 9 млн руб.), по инициативе Президента России в конце 2016 года приняты поправки в УК, которые ввели уголовную ответственность за необоснованное возбуждение уголовных дел, связанных с личной заинтересованностью в прекращении хозяйственной деятельности предпринимателя. Кроме того, запрещено возбуждать на предпринимателей дела по статье УК «Мошенничество» без заявления потерпевших, Минюст подготовил поправки к УПК, которые запретят правоохранительным органам при расследовании экономических преступлений останавливать работу бизнеса.
«В этом году в УПК РФ введена статья ст. 105.1 о запрете совершения определенных действий. Мера может назначаться, как самостоятельно, так и вместе с другими мерами пресечения, например, залогом. Важным изменением явилось расширение прав нотариусов, которые теперь могут посещать предпринимателей в СИЗО и под домашним арестом, чтобы оформлять документы, позволяющие продолжить текущую бизнес-деятельность. Поскольку чаще всего при аресте изымаются все документы, в том числе и доверенности» – подчеркнул Владимир Груздев
В апреле 2017 года Президентом РФ были подписаны поправки, обеспечивающие дополнительные гарантии независимости адвокатов для более эффективного отстаивания прав подзащитных, в том числе предпринимателей. Благодаря изменениям, адвокат может вступать в дело, а не допускаться к участию в деле. Это позволило решить проблему доступа адвоката к подзащитному в СИЗО. Помимо этого, теперь нельзя отказывать защитнику в проведении следственных действий, привлечении специалиста, приобщении доказательств по его ходатайству.
«Надзорные органы переходят к риск-ориентированной работе, сокращается количество проверок. Возобновлена деятельность рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. К сожалению, правоохранительные органы часто отрицают, что конкретный состав мошенничества, который они инкриминируют предпринимателю, можно отнести к экономическому преступлению. В связи с этим в прошлом году пленум ВС России принял постановление, разъясняющее, как рассматривать дела о мошенничестве. В том постановлении приводятся критерии, по которым мошенничество должно считаться совершенным в предпринимательской сфере. Так что постепенно проблемы, связанные с использованием статьи «Мошенничество» как инструмента давления на бизнес, должны снижаться» – сказал Владимир Груздев
Представляется, что изменения, которые будут вноситься в законодательство, должны быть направлены на преобладание гражданско-правового, а не уголовно-процессуального способа регулирования и разрешения конфликтов в предпринимательской сфере. Только так можно обеспечить рост числа людей, занятых в малом и среднем бизнесе, а это именно то, что нужно сейчас стране.
«В отличие от других преступлений, в экономических составах, предполагающих причинение только материального вреда, должны предусматриваться прежде всего экономические санкции, направленные на возмещение вреда, а не на лишение свободы. Требуется установить объективные критерии разграничения уголовно наказуемого хищения и неисполнения обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Конкуренция норм права, при которой одни и те же правоотношения могут быть урегулированы как гражданским, так и уголовным законодательством недопустимы» – сообщил Владимир Груздев.
Среди предложений, Владимир Груздев отметил необходимость детализации оснований для применения ареста и требования к доказательствам: нужно четко определить, какие доказательства могут свидетельствовать о том, что обвиняемый намерен скрыться от следствия.
«Также необходим еще ряд точечных изменений. Например, привязать статью 210 УК «Организация преступного сообщества» к конкретным составам преступлений: терроризм, бандитизм, торговля наркотиками и т.п. Вряд ли уместно вменять эту статью обвиняемым в экономических преступлений, между тем, на практике это происходит. Предлагаю привязать к конкретным статьям УК нормы, регулирующие порядок заключения досудебного соглашения о сотрудничестве. Заключать такие соглашения необходимо для расследования тяжких преступлений, связанных с терроризмом, бандитизмом, деятельностью организованных преступных сообществ. О необходимости применения института досудебного соглашения в расследовании экономических преступлений – также надо подумать» – заключил Владимир Груздев.