Руководитель филиала Clifford Chance CIS Limited Виктория Борткевича 11 сентября выступила в рамках сессии АЮР на Восточном экономическом форуме и рассказала о санкционном законодательстве, которое делится на две большие части – до введения вторичных санкций и после.
Борткевича пояснила, что защищаться от санкций можно либо договорным путем, либо законодательным. Выработанные положения, которые были сбалансированы и вносились в договоры с 2014 года, зачастую и в большей мере защищали кредиторов. После введения вторичных санкций любое действие, не направленное на выход из взаимоотношений с санкционными компаниями, может рассматриваться американскими властями как содействие им. В такой ситуации контрагенты сами опасаются оказаться под санкциями.
«Если банк финансирует компанию, которая попала под санкции, и не может быстро выйти из сделки или не показывает американским властям, что он пытается выйти из сделки, или просто начинает финансировать санкционную компанию в Российской Федерации, и не важно, где этот банк находится – в России, за границей, соответственно, этот банк сам имеет высокие шансы попасть под санкционное законодательство США», – привела пример Виктория Борткевича. «Бороться с санкциями возможно, добиваясь сбалансированных положений в контрактах, которые мы заключаем», – считает она.
Антисанкционное законодательство существует и в Европе. В Германии правительство запретило компаниям и банкам соблюдать американские санкции. «Это закончилось тем, что немецкие банки и экспортно-кредитные агентства не в состоянии принимать участие в финансировании даже очень крупных, политически важных проектов на территории Российской Федерации, или на территории Германии, или Европейского союза – с участием российских компаний», – отметила руководитель филиала Clifford Chance CIS Limited. Уголовную или административную ответственность за ведение бизнеса в реалиях, которые сейчас существуют, она считает «антиинвестиционным движением». Непокрытие экспортно-кредитных агентств вторичного санкционного риска она считает большой проблемой для российских проектов, которые предполагают иностранные инвестиции или использование иностранного оборудования.