Новости

Виктор Блажеев о юридическом образовании

Интервью Ректора МГЮА, заслуженного юриста РФ, Председателя Ассоциации Юристов России Виктора Блажеева в журнале Предпринимательского и корпоративного права.

1.  Виктор Владимирович, спасибо, что согласились дать интервью нашему журналу. Расскажите, пожалуйста, что, по Вашему мнению, представляют собой современные образовательные технологии в высшем учебном заведении?

«Современным образом выстроенный образовательный процесс — это сочетание традиционных форм проведения занятий в новом прочтении, а также новые технологии, которые появились во многом благодаря развитию научно-технического прогресса. Традиционная подача материала и формы проведения занятий в образовательном процессе сохраняют свое значение. Однако при проведении таких занятий должны широко использоваться новые технологические приемы. Лекция, которая читалась в мое время, когда я был студентом, не может таким же образом читаться сейчас, учитывая то информационное поле, в котором пребывают студенты и преподаватели. То есть мы получаем массу информации, и выходит, что форма одна и та же — лекция, но при этом содержательно, с точки зрения подачи материала она построена совершенно по-другому, потому что это скорее путеводитель в том обилии информации и материала, которое сейчас имеется и доступно студенту и преподавателю. Главная задача преподавателя — системно сформулировать отправные положения, из которых необходимо исходить, изучая материал по данной теме. В то же время появляются новые технологии, которые ранее не были известны, — я имею в виду технологии онлайн — и мы должны их использовать при подготовке самых различных групп студентов, это и видео-лекции, и всевозможные диспуты. Сейчас это очень хорошо, не надо собираться в каком-то определенном месте. Всем можно находиться в разных точках нашей огромной страны и проводить дискуссию. Эти способы обогащают образовательный процесс, и в этом смысле таких технологий сейчас у преподавателей достаточно много.»

2. Спасибо, Виктор Владимирович. Какие Вы могли бы назвать основные проблемы качества юридического образования в наше время?

«Они, в общем-то, традиционные. Это уровень преподавания. Собственно, преподавание опять-таки, с одной стороны, должно быть фундаментальным, а с другой стороны — практикоориентированным. Практикоориентированное образование должно базироваться на фундаментальных юридических знаниях. Для юриста это главным образом определенная теоретическая конструкция, теоретическая база, которая неизбежно должна быть. Если отсутствуют фундаментальные знания и даются только какие-то навыки и умения, то неизбежно возникает дисбаланс в знаниях. Этот дисбаланс отрицательно влияет на качество подготовки студентов. Поэтому те образовательные учреждения, факультеты, которые придерживаются модели, основанной на получении фундаментального юридического образования, помноженного на практикоориентированную подготовку студентов, обеспечивают достаточно высокий качественный уровень профессиональной юридической подготовки. Те, которые строят образовательный процесс на обучении только практическим навыкам и умениям, как правило, ведут подготовку низкоквалифицированных юристов. К сожалению, за десятки лет подготовка низкоквалифицированных юристов была поставлена на поток, что привело к определенной деградации нашей профессии. Начали говорить о перепроизводстве юристов, хотя на самом деле это не перепроизводство, а просто на рынок труда было выброшено много тех специалистов, которые по диплому юристы, но по своей сути таковыми не являются. Безусловно, сейчас многое сделано для повышения качества, существенно сокращено количество вузов, ведущих подготовку юристов, из 1200 вузов и филиалов осталось где-то порядка 600. Но тем не менее проблема сохраняется, и ее необходимо решать всем юридическим сообществом.»

3. МГЮА является крупнейшим юридическим вузом страны, какие Вы видите преимущества Университета им. О.Е. Кутафина перед другими юридическими вузами?

«Да, действительно, МГЮА — самый крупный специализированный вуз, мы реализуем все образовательные программы по юриспруденции и государственно-муниципальному управлению. Конкурентное преимущество я как раз вижу в широком спектре образовательных программ и научных исследований в правовой сфере, поскольку мы ведем подготовку юристов не только по классической, традиционной модели (по отраслям права), но и по конкретным направлениям деятельности юриста — это и адвокатура, и прокуратура, а также энергетика, спорт и др. И наша задача состоит в том, чтобы охватить все основные сферы деятельности юриста и готовить профессионалов, специализирующихся в той или иной области. И второе, с моей точки зрения, преимущество — это как раз практикоориентированная составляющая, при этом я не говорю о том, что только она превалирует, естественно, мы даем мощную фундаментальную подготовку, на основе которой можно специализироваться в разных сферах юридической деятельности. При этом период адаптации юриста, подготовленного в стенах МГЮА, на своем рабочем месте весьма непродолжительный. Специалист практически с ходу может приступить к выполнению своих трудовых функций, потому что у него помимо прочных фундаментальных знаний есть определенные навыки и умения в его юридической специальности, ведь юридическая профессия без конкретной специализации безгранична. Если бы мне в свое время сказали, что в институте будут вести подготовку юристов в области антимонопольной деятельности, спорта, культуры, то это вызвало бы по меньшей мере удивление и недопонимание. А сейчас это реальность, потому что юристы нужны везде, во всех сферах общественных отношений: без них невозможно развитие науки в целом, кроме того, нуждается в правовом регулировании цифровое общество и экономика и т. д. Сфера применения права довольно широка. И всю эту сферу нужно охватить, и мы пытаемся отвечать новым вызовам времени современными образовательными программами, и это третье преимущество, которое есть у МГЮА.»

4. Какие основные векторы развития юридического образования в России, по Вашему представлению, сейчас являются наиболее значимыми?

«Вопрос достаточно сложный. Но, по моему глубокому убеждению, у нас есть традиционное представление о развитии права, и оно построено на отраслевом подходе, естественным образом это систематизировано, сейчас этого подхода недостаточно, потому что появляются некие сквозные направления, которые нуждаются в комплексном правовом регулировании. В этом смысле таким перспективным направлением, как я уже упоминал, является цифровизация общественных и экономических процессов. Это своего рода революция — не социальная, а технологическая, — и, естественно, будущее права во многом зависит от тех процессов, которые будут проходить в этом информационном обществе. И современное право должно быть готово отрегулировать эту сферу. Правовой вакуум существенно осложняет данную область деятельности субъектов права. Мы уже сейчас сталкиваемся с тем, что широкое использование цифровых технологий без должного их правового регулирования порождает массу юридических проблем, в том числе в сфере действия уголовного законодательства. Все эти отношения попадают в серую нерегулируемую зону. Если это нерегулируемая правом зона, и гражданин занимается деятельностью, которая не урегулирована законом, то здесь могут возникнуть проблемы уголовно-правового характера. Мы должны активно развивать это направление в юридическом плане.»

5. Юридическая работа с точки зрения требований рынка труда содержательно очень разноплановая: судьи, адвокаты, нотариусы, юристы в консалтинге, в коммерческих организациях и органах власти. Не настала ли пора, по Вашему мнению, начать процесс разработки различных профессиональных стандартов? Или стандарт должен быть един, и после завершения основного курса обучения необходима специализация с завершающим экзаменом?

«Знаете, я считаю, мы сильно опаздываем с разработкой профессиональных стандартов, с моей точки зрения, образовательная деятельность — подготовка юриста — должна строиться по следующей схеме. Это должен быть профессиональный стандарт определенного направления в той или иной сфере деятельности, в профессиональном стандарте заложены те компетенции, которые должны быть получены на определенном уровне высшего юридического образования, поэтому на базе профессионального стандарта должен строиться образовательный стандарт. Именно в нем должны быть заложены компетенции, которые понадобятся будущему юристу, специализирующемуся в том или ином направлении. Я считаю, что одного профессионального стандарта для юриста не должно быть, у нас очень разноплановая деятельность, поэтому нужны разные профессиональные стандарты. А потому образовательный стандарт должен коррелировать с профессиональным стандартом, собственно, профессиональный стандарт — это основа для образовательного стандарта. С учетом этого должна затем строиться подготовка юриста, то есть на образовательном уровне мы должны давать определенные знания, умения, навыки, формирующие компетенцию, которую ему предстоит реализовывать в той или иной профессиональной деятельности. Дело в том, что процесс обучения у юриста непрерывный в силу разных причин, в том числе и в силу постоянно меняющегося законодательства, необходимости заниматься смежными сферами юридической деятельности. Главные конкурентные преимущества нашего юриста, подготовленного на фундаментальном уровне, — это возможность выбрать себе траекторию по ходу работы, при необходимости ему понадобится не очень много времени для того, чтобы перестроиться и заняться другой сферой юридической деятельности. Я занимался гражданским процессом, немного времени мне хватило при моей занятости, чтобы увлечься правовым регулированием спорта или спортивным правом, мне просто стала интересной эта тема. При этом помощь могут оказать дополнительные образовательные программы, подготовку по которым юрист может пройти и заняться новой для себя сферой юридической деятельности. Поэтому профессиональные стандарты крайне необходимы, а мы, как я уже говорил, серьезно опаздываем с их подготовкой.»

6. И Российская Федерация, и субъекты в ее составе реализуют меры по выходу из ситуации, связанной с мировым финансовым кризисом. Актуальным является вопрос минимизации потерь, наносимых кризисом социально-экономической сфере. Какие меры по преодолению кризисных явлений Вы считаете наиболее эффективными?

«С моей точки зрения, главное — это развитие внутреннего производства, внутренней экономики и повышение ее конкурентоспособности, в том числе в системе международного разделения труда. Естественно, в приоритете развитие высокотехнологичных секторов нашей экономики. Задача права состоит в том, чтобы создать благоприятный нормативно-правовой климат для поступательного развития экономики. К сожалению, те искусственные международные преграды в виде санкций, которые сейчас предъявлены нашей стране, глобально мешают развитию нашей экономики, но эти негативные моменты надо преодолеть и сделать так, чтобы она успешно развивалась. Преодоление санкций не только политическая, но и во многом правовая проблема, над решением которой необходимо серьезно работать и юристам.»

7. Существует мнение, что российское законодательство развивается слишком стремительно и многие законы не имеют должного эффекта в результате их применения. Чтобы Вы могли порекомендовать законодателю в части совершенствования российского законодательства на ближайшие 5 лет?

«Я с этим полностью согласен, идет стремительное законотворчество, и часто с голоса, без должной проработки. Появляются законопроекты, которые в спешке принимаются, потом уже законы отменяются, либо в них вносятся изменения, и это плохо, потому что формирует у граждан так называемый правовой нигилизм. Если мы, юристы, начинаем путаться в законах, нюансах, что действовало и когда, то как быть рядовому законопослушному гражданину, который должен соблюдать эти законы и как минимум их знать? Поэтому стабильность законодательства — это главный определяющий момент, а чтобы его добиться, нужна серьезная проработка поступающих в Государственную Думу РФ законопроектов. Как раз этого у нас не хватает — серьезной проработки с участием всех субъектов этого процесса, в том числе научного сообщества. Мне кажется, каждый законопроект должен проходить серьезную научную экспертизу, имея это в виду, мы пытаемся выстроить с Государственной Думой РФ работу по мониторингу законопроектов и подготовке правовых заключений на те законопроекты, которые поступают в нее. Такой подход встречает поддержку со стороны руководства Государственной Думы РФ. Его цель состоит в системной законопроектной работе, исключающей ситуацию, при которой отдельные фрагментарные изменения, дополнения, принимаемые в тот или иной закон, носят внесистемный характер, нарушают целостность закона, противоречат правовым нормам, содержащимся в других законах.»

8. Позвольте Вам задать заключительный вопрос: Вы являетесь Председателем Ассоциации юристов России, расскажите, пожалуйста, об основных направлениях деятельности Ассоциации в 2019 году.

«Ассоциация юристов России является общероссийской организацией, которая объединяет всех юристов России, мы давно шли к тому, чтобы создать единую мощную организацию юристов, и действительно у нас сейчас более 34 тыс. членов, региональные отделения во всех субъектах Российской Федерации. Ассоциация юристов традиционно работает по нескольким фундаментальным направлениям. Во-первых, это бесплатная юридическая помощь, оказываемая гражданам, причем на постоянной основе. Существуют центры правовой помощи, раз в квартал мы проводим огромные акции по ее оказанию, практически удваиваем свой потенциал, привлекаем специалистов для того, чтобы охватить как можно больше граждан в самых отдаленных уголках нашей страны. Второй год АЮР организует по всей стране юридический диктант, там виден как уровень юридической грамотности населения, так и срез тех правовых вопросов, которые интересуют граждан. Это жилье, коммуналка, трудовые отношения и др. Во-вторых, очень серьезное направление, по которому работает Ассоциация юристов, — это законопроектная работа; у нас есть комиссии, через которые проходят многие законопроекты, хотелось бы, чтобы их было больше, но пока наиболее важные вопросы мы обсуждаем на комиссиях, а некоторые выносим на президиум — наиболее актуальные злободневные, вызывающие определенный резонанс в обществе. Важная задача — это правовое просвещение. Этому направлению уделяется очень большое внимание с использованием различных форм, причем речь идет о разных группах населения. Работа проводится как на федеральном, так и на региональном и межрегиональном уровнях. Проводим конференции и круглые столы. Ассоциация юристов России сопровождает юридическую премию «Юрист года». Это такое очень важное для юридического сообщества ежегодное событие, где чествуют лучших юристов в самых разных номинациях. Вручение премий проходит в канун нашего профессионального праздника Дня юриста (3 декабря). Ведется весьма обширная международная деятельность. АЮР сотрудничает с юридическим сообществом стран БРИКС, организациями юристов европейских стран, с юристами Азии, в частности с Ассоциацией юристов Китая, что позволяет координировать работу с нашими коллегами. Это, пожалуй, основные направления работы АЮР, хотя ассоциация занимается и другими вопросами в сфере правоприменения, юридической науки и образования.»

- Виктор Владимирович, спасибо за интервью нашему журналу.

- «Спасибо»

Интервью вела: главный редактор журнала «Журнал предпринимательского и корпоративного права», доктор юридических наук, профессор кафедры конкурентного права МГЮА Мария Егорова.