Большинство нормативных проблем связаны не с текстом закона, не с тем, конституционно или нет конкретное положение, а с тем, как он применяется на практике. Об этом президенту России Владимиру Путину рассказал председатель Конституционного суда (КС) РФ Валерий Зорькин, говорится на сайте Кремля.
По его словам, неправильное применение начинается с исполнительных органов власти, а потом переходит в суды, то есть, у правоприменителей не всегда получается понять норму так, как замыслил законодатель.
В целом, Зорькин познакомил президента с текущей работой суда.
Он рассказал, что с тех пор, как начались такие непростые времена, в которых мы все живем, число жалоб не увеличилось. При этом Зорькин отметил качество жалоб, пояснив, что в далекие года в КС РФ поступало 19-20 тысяч жалоб, а сейчас 11 тысяч, но рассматривается сейчас жалоб больше, чем тогда. То есть, по словам Зорькина и сами граждане, и, конечно, те, кто им помогает составлять жалобы, знают, что ждать от компетенции КС РФ.
В свое время многие были недовольны, когда законодательно запретили обращаться в КС РФ, не пройдя все инстанции, вплоть до Верховного суда РФ.
"Раньше можно было из районного суда сразу обратиться в КС РФ. Сейчас так нельзя. И это правильно, ведь есть Верховный суд. Когда-то Страсбург так же поступал. Он принимал в 90-е годы и даже в начале 2000-х годов жалобы сразу откуда-то из района. И Россия очень настаивала на том, чтобы уважалась наша система правосудия. Думаю, сейчас это всё налажено", - сказал Зорькин.
В разговоре о сути поступающих жалоб Зорькин отметил, что дьявол кроется в мелочах, поэтому нормы, которые КС РФ рассматривает, всегда на практике претерпевают определённые изменения и интерпретации. По его словам, КС РФ разрешает не конкретную жалобу просто гражданина, а фактически решает судьбу нормы закона, а это значит, что разрешаются одновременно сразу это дело и все дела, которые находятся под этой нормой в это время в судах общей юрисдикции и, конечно, на будущее.
При этом Зорькин подчеркнул, что сейчас все больше и больше проблем связано не столько с текстом закона, хотя здесь тоже есть ошибки, сколько с тем, как он проходит преломление на практике. Зорькин говорил о правоприменении.
"Тут кроется очень многое и многое. Потому что неправильное правоприменение начинается с исполнительных органов, потом переходит в суды – не всегда получается понять то, что замыслил законодатель. Ответственность же лежит на нем и на нас. Потому что мы должны правильно интерпретировать закон с точки зрения Конституции России, чтобы всё пошло правильно.
Я почему затронул эту проблему? Сейчас меньше стало решений, когда мы прямо говорим о неконституционности закона, и больше, когда мы выявляем смысл закона. В итоге закон остается, а его смысл для правоприменителя меняется", - пояснил Зорькин.
В целом же он рассказал, что ежегодно КС РФ принимает 60 постановлений, которые затрагивают очень крупные проблемы, и их эффект очень большой, и около 3 тысяч решений – это определения, когда КС прямо не признает неконституционность или конституционность закона, но говорит, как было бы правильно трактовать норму в соответствии с законом. Все это идет в правоприменительную практику. То есть, адвокаты, и правоприменители используют правовые позиции КС РФ.
Фото: РИА Новости/Александр Казаков
Источник: РАПСИ