Новости

При крайней необходимости в производстве изобретения согласие правообладателя не потребуется

27 мая Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела проект закона о внесении изменений в статью 1360 Гражданского Кодекса РФ.

«Инициатива направлена на совершенствование нормы ГК, разрешающей принудительное использование изобретений в интересах обороны и безопасности страны. В случае крайней необходимости Правительство России получит возможность санкционировать запуск в промышленное производство изобретения или полезной модели без согласия патентообладателя», пояснил председатель Правления Ассоциации юристов России, член Правкомисии Владимир Груздев.

Как подчеркнул Председатель правления АЮР, владельцу прав будет выплачена соразмерная компенсация. Таким образом, финансовые потери правообладателям будут компенсированы согласно методике, которую разработает и утвердит Правительство.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что принятие соответствующих решений на основе новой редакции статьи 1360 Гражданского Кодекса РФ будет осуществляться с соблюдением всех международных норм, а именно с учетом условий, закрепленных статьей 31 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, заключенного в Марракеше в 1994 году.

Во многих странах мира соответствующие нормы уже применяются, однако, как отметил Владимир Груздев, подобные дела достаточно редки в практике, поскольку данный механизм предусмотрен для действительно крайних ситуаций. «Возможность принудительного воздействия государства на правообладателя предусмотрена международными актами, и в мировой практике уже были подобные примеры. В 2001 году в Канаде правительство выдало разрешение одной фармацевтической компании на выпуск миллиона таблеток препарата, права на который принадлежали другой компании. При этом отпускная цена предполагалась вдвое ниже оригинала. Данное решение было вызвано необходимостью защиты населения от террористических атак с применением биологического оружия, в том числе, возбудителя сибирской язвы. Между тем, владелец прав на препарат не обладал достаточными производственными мощностями, чтобы выпустить необходимое число таблеток», рассказал Владимир Груздев.

Также Председатель правления АЮР привел в пример ситуацию, произошедшую в Германии: «В 2017 году Федеральный суд по патентам Германии выдал одной из компаний принудительную лицензию на распространение препарата ралтегравир. Принудительное лицензия была выдала впервые за 55-летнюю историю суда».

Принятие этого законопроекта позволит, в случае необходимости, восполнить отсутствие или недостаток иностранных лекарств или медицинских изделий, которые необходимы для жизни и здоровья населения или отдельных категорий граждан.

Источник использованного изображения