Новости

В Госдуму поступили поправки в главы 4 и 6 Конституции Российской Федерации, посвященные Президенту и Правительству

В профильный Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поступили поправки ко второму чтению законопроекта № 885214-7 о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

Поправки внесли депутаты Государственной Думы: сопредседатель АЮР Павел Крашенинников, Андрей Макаров, члены Совета Федерации Андрей Клишас, Николай Федоров, Николай Журавлев, Андрей Турчак.

Поправками предлагается внести изменения в главы 4 и 6 Конституции Российской Федерации, посвященные Президенту и Правительству.

Павел Крашенинников сообщил, что эти поправки были подготовлены на основании предложений членов Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Обсуждение текста поправок проходило в рамках специализированной подгруппы по федеральным органам власти, после чего поддержанные поправки были вынесены на общее заседание Рабочей группы, которое состоялось сегодня.

Поправками предлагается:

- дополнить конституционные положения о полномочиях Президента, о полномочиях и порядке формирования Правительства, о требованиях к членам Правительства,

- раскрыть конституционные нормы о Совете Безопасности и Администрации Президента,

- поднять на конституционный уровень ряд важных положений, которые сейчас действуют на уровне других актов,

- а также внести поправки корреспондирующего характера в соответствии с поддержанными ранее предложениями об изменениях в другие главы Конституции.

1. В главу 4 «Президент Российской Федерации» Конституции предлагается внести следующие изменения:

1) Предлагается в статье 80 установить, что Президент обеспечивает гражданский мир и согласие в стране.

2) Статью 83 предлагается дополнить положением о том, Президент осуществляет общее руководство Правительством.

3) Кроме того, предлагается в статье 83 уточнить полномочия Совета Безопасности, который возглавляет Президент. Указывается, что Президент формирует Совет Безопасности в целях содействия главе государства в осуществлении полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, обеспечения гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.   

4) Помимо этого, в статье 83 уточняется, что целью формирования Администрации Президента является обеспечение осуществления главой государства его полномочий.

5) В новой статье 92.1 предлагается закрепить, что Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Указывается, что бывший Президент может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции для отрешения действующего главы государства от должности.

В настоящее время нормы о неприкосновенности и о порядке лишения неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, закреплены в федеральном законе (Федеральный закон от 12.02.2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»). «Таким образом, эти нормы становятся более стабильными, так как переносятся на уровень Конституции», - отметил Павел Крашенинников.

6) Кроме того, вносятся корреспондирующие поправки в соответствии с поддержанными ранее предложениями об изменениях в другие главы Конституции. В частности:

- указывается, что Президент будет представлять кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты (и половины от общего числа аудитов) – Совету Федерации, а заместителя Председателя Счетной палаты (и половины от общего числа аудитов) – Государственной Думе.

- в соответствии с новой процедурой прекращения полномочий судей КС, ВС, кассационных и апелляционных судов - закрепляется, что Президент вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателей этих судов, их заместителей и судей (в соответствии с федеральным конституционным законом).

- согласно новой процедуре назначения Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров - указывается, что Президент назначает их на должность после консультаций с Советом Федерации, и освобождает от должности.

2. В главу 6 «Правительство Российской Федерации» Конституции предлагается внести следующие изменения:

1) Вносится корреспондирующая поправка о том, что Президент осуществляет общее руководство Правительством.

2) В статье 110 предлагается установить дополнительное ограничение для Председателя и членов Правительства, а также иных руководителей федеральных органов исполнительной власти – запрет иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации.

3) В статье 113 предлагается закрепить, что Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.

4) Предлагается скорректировать и дополнить положения о процедуре формирования Правительства, уточнив последствия неутверждения Государственной Думой Председателя или членов Правительства.

Так, в статье 111 указывается, что после трехкратного отклонения Госдумой кандидатур премьер-министра глава государства вправе (но не обязан) распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. В этом случае Президент назначает Председателя Правительства.

В статье 112 указывается, что Президент будет вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы - если после трехкратного отклонения кандидатур членов Правительства (кроме «силового блока») более 1/3 должностей членов Правительства остаются вакантными. В этом случае Президент вправе назначить предложенные премьер-министром кандидатуры.

5) Предлагается в статье 114 закрепить за Правительством новые полномочия:

- обеспечение единой государственной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей;

- государственная поддержка научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

- охрана окружающей среды, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

- развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

- обеспечение выполнения национальных проектов и федеральных программ;

- обеспечение участия общественных организаций и объединений в выработке и проведении государственной политики;

- поддержка волонтерского движения.

Сопредседатель АЮР отметил, что такие поправки позволят повысить уровень правового регулирования этих вопросов. «Кроме того, после внесения в Конституцию эти положения будут раскрываться в отраслевом законодательстве, и влиять на глобальные вопросы», - подчеркнул он.

 Источник используемого изображения