18 октября 2018 года Государственная Дума одобрила в окончательном, третьем чтении законопроекты, которые продолжают реформу судебной системы и посвящены определению порядка обеспечения судей жилыми помещениями: проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» (о порядке наделения полномочиями судей), проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”», статью 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”» (по вопросу обеспечения судей жилыми помещениями).
Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что принятыми законами уточняются правила обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предложения законов основываются на положениях статьи 12 Жилищного кодекса РФ, которой установлено право органов государственной власти определять порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации отдельным категориям нуждающихся граждан.
Так, уточняются правила обеспечения жилыми помещениями судей Верховного суда РФ, судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов. Устанавливаются порядок и основания признания судей нуждающимися в жилых помещениях, порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся, условия получения жилых помещений в собственность или единовременной социальной выплаты для приобретения либо строительства жилья, а также порядок предоставления служебных жилых помещений.
«В частности, законом предусматривается, что судьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях и замещающим должность судьи не менее 10 лет, предоставляется жилое помещение в собственность либо единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья», – сказал Павел Крашенинников.
Судьям, не имеющим жилых помещений по месту нахождения суда, предусматривается предоставление служебных жилых помещений. При этом право пользования служебным жильем сохраняется в течение трех месяцев – в случае предоставления судье субсидии или жилого помещения в собственность.
Согласно принятым изменениям, нуждающимся в жилом помещении признается судья, не имеющий жилого помещения в собственности и не являющийся членом семьи собственника, не имеющий жилого помещения по договору социального найма или по договору найма жилья жилищного фонда социального использования, не являющийся членом семьи нанимателя, если судья обеспечен жильем на каком-либо из вышеуказанных оснований, но при этом на каждого члена его семьи приходится менее 15 кв. метров жилой площади, если судья обеспечен на каком-либо из вышеуказанных оснований жилой площадью, на которой проживают несколько семьей, и в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире.
Кроме того, если судья проживает в помещении, не отвечающем установленным требованиям для жилых помещений, независимо от размера помещения, либо в коммунальной квартире или в однокомнатной квартире в составе двух и более семей, он также признается нуждающимся в жилом помещении. В том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с судьей совершеннолетние дети, состоящие в браке.
При расчете единовременной выплаты и при определении общей площади жилья, предоставляемого в собственность, применяется следующий норматив:
- 33 кв. метра общей площади – на человека,
- 42 кв. метра общей площади – на семью из двух человек,
- 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из трех и более человек.
В отношении судей Верховного суда и заместителей председателя Верховного суда, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливается возможность увеличения площади жилья сверх нормативов на основании решения председателя Верховного суда.
Павел Крашенинников пояснил, что законопроектами предусматривается право судьи в отставке, имеющего стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и не получавшего ранее жилое помещение, на предоставление жилья или единовременной социальной выплаты. Это право возникает в том случае, если на день ухода или удаления в отставку судья мог быть признан нуждающимся в жилом помещении по указанным основаниям.
«Устанавливаются дополнительные гарантии для судей, вышедших в отставку по состоянию здоровья. В этом случае требований к стажу работы нет. Если судья не получал ранее жилье и мог быть признан нуждающимся в жилом помещении на момент выхода в отставку в связи с утратой трудоспособности, исключающей дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, то он получает право на предоставление жилья или единовременной социальной выплаты», – сообщил Павел Крашенинников.
Порядок признания судей Верховного суда РФ нуждающимися, а также основания предоставления им дополнительной площади служебного жилого помещения устанавливаются Верховным судом РФ. Для остальных судей – Судебным департаментом при Верховном суде РФ по согласованию с Советом судей. Принятие отдельного закона по обеспечению жилыми помещениями судей ВС РФ связано с тем, что Верховный суд является высшим судебным органом, который не входит в систему судов общей юрисдикции, деятельность которого регулируется отдельным конституционным законом.
Вновь принятыми изменениями разграничивается порядок наделения полномочиями председателя Верховного суда, его заместителей и судей Верховного суда, и порядок наделения полномочиями председателей, их заместителей и судей других судов, а также вносится изменение, исключающее полномочие председателей областных и равных им судов обращаться в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Такое право закреплено за органами судейского сообщества.
«Кроме того, исключается полномочие председателя Верховного суда по обжалованию отказа в наложении дисциплинарной ответственности на судью в виде досрочного прекращения полномочий», – сообщил Павел Крашенинников.
Данные изменения направлены на повышение роли органов судейского сообщества и снижение нагрузки на председателей судов.
Сообщается, что изменения вступят в силу с 1 января 2019 года.
«Судьи, как носители судебной власти, обладают независимостью, несменяемостью, неприкосновенностью и подлежат соответствующему материальному обеспечению. Предлагаемые изменения направлены на совершенствование судебной системы и будут способствовать надлежащему обеспечению жилыми помещениями тех судей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Это особенно актуально с учетом проводимой реформы судоустройства, в рамках которой формируются новые надрегиональные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, не связанные рамками административно-территориального деления РФ», – отметил Павел Крашенинников.
Источник использованного изображения