17 октября 2017 года Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в окончательном третьем чтении проект федерального закона № 104973-7 «О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части полномочий судебных приставов по доставлению и задержанию лиц по делам об административных правонарушениях).
Один из авторов законопроекта – председатель Комитета, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что проект разработан в целях создания дополнительных условий для обеспечения принципа неотвратимости административного наказания и защиты прав социально уязвимых категорий граждан.
Проект наделяет судебных приставов-исполнителей полномочиями по задержанию и доставлению лиц, в отношении которых ведется исполнительное производство, при выявлении административного правонарушения по неуплате алиментов в течение двух и более месяцев. «Такая мера будет касаться должников, которые не оплачивают содержание своих несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей или нетрудоспособных родителей. Нередко должники, которые в течение двух и более месяцев без уважительной причины уклонялись от уплаты алиментов, не являются по вызову судебного пристава-исполнителя для составления протокола об административном правонарушении. В настоящее время приставы не имеют права осуществлять в их отношении такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание и доставление. Однако при выявлении других административных правонарушений, производство по которым осуществляют судебные приставы-исполнители, они вправе применять указанные меры», – пояснил Павел Крашенинников.
По его словам, отсутствие такой возможности вынуждает приставов обращаться за содействием к сотрудникам полиции, что существенно замедляет процесс производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, это создает дополнительную нагрузку на органы внутренних дел и усложняет процедуру привлечения к административной ответственности по столь значимым исполнительным производствам, как взыскание алиментов.
Павел Крашенинников также отметил, что для злостных неплательщиков алиментов предусмотрена последующая уголовная ответственность. Но только для тех лиц, которые ранее уже были привлечены к административной. Поэтому задержки в привлечении таких должников к административной ответственности затрудняют применение последующих уголовных мер воздействия.
Также Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел сегодня пакет законопроектов, направленных на исключение возможности обращения взыскания в рамках исполнительного производства на денежные выплаты социального характера.
Комитет рекомендовал принять в первом чтении следующие проекты федеральных законов:
- № 221778-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» (в целях исключения возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера в рамках исполнительного производства),
- № 221761-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за несоблюдение уполномоченными органами и организациями требований о перечислении денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, на специальный социальный банковский счет).
Как сообщил Павел Крашенинников, предлагается предусмотреть создание специальных социальных банковских счетов, предназначенных только для зачисления денежных средств, на которые в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
В рамках исполнительного производства нередки ситуации, когда после списания денежных средств со счета должника выясняется, что они относились к доходам, на которые не может быть обращено взыскание. «Это суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, пенсии по случаю потери кормильца, различные компенсационные и единовременные выплаты, социальные пособия, в том числе пособия гражданам, имеющим детей, средства материнского капитала, выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами и другие. Изначально судебному приставу-исполнителю неизвестны источники поступления денежных средств на банковский счет должника и их назначение. В соответствии с законом об исполнительном производстве должник должен сам представить судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие наличие доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Однако на практике должник не всегда может представить необходимые документы в силу тех или иных причин», – пояснил Павел Крашенинников.
Только за прошедший год было предъявлено более 250 исковых заявлений в суд об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера.
В этой связи предлагается дополнить Гражданский кодекс новыми статьями, регламентирующими порядок открытия банками и ведения специального социального банковского счета, предназначенного для зачисления денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству.
По словам Павла Крашенинникова, законопроекты позволят решить проблемы, возникающие на практике при совершении исполнительных действий со счетами должников в банке и других кредитных организациях. Предлагаемые изменения позволят исключить случаи списания в счет возмещения долгов денежных выплат, которые не могут быть объектом обращения взыскания, что позволит дополнительно защитить права граждан, получающих выплаты социального характера.
Кроме того, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательстве рекомендовал сегодня принять в окончательном третьем чтении проекты федеральных законов в части совершенствования законодательства об управлении авторскими и смежными правами на коллективной основе:
- № 126887-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации»,
- № 126943-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как сообщил Павел Крашенинников, в управлении правами заинтересованы, прежде всего, авторы – создатели оригинальных произведений: художественных, музыкальных и других. А также обладатели смежных прав: исполнители музыкальных произведений и производители фонограмм, организаторы радио- и телеэфира и т.д. Защитить свое произведение и свое право на него правообладатели самостоятельно могут не всегда, как и отследить все случаи использования своих произведений. В соответствии с законодательством предусмотрена возможность использования объектов авторских и смежных прав как на основании договоров с правообладателями, так и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения. Данной деятельностью занимаются организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами, получившие государственную аккредитацию.
Аккредитованная организация заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав, и собирает вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, аккредитованная организация заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.
«Для защиты правообладателей при коллективном управлении их авторскими и смежными правами законопроектами предусматриваются дополнительные меры по осуществлению государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций, а также меры по повышению прозрачности их деятельности. Предлагается ряд изменений в Гражданский кодекс, среди которых – создание наблюдательных советов при аккредитованных организациях по коллективному управлению правами, которые будут осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации и участвовать в принятии решений по некоторым существенным для правообладателей вопросам. В состав советов будут входить правообладатели, организации культуры, творческие союзы, пользователи, представители Министерства культуры», – сказал Павел Крашенинников, добавив, что предусматривается создание личных кабинетов в электронном виде для всех правообладателей с целью обеспечения информацией о получаемых аккредитованной организацией и производимых правообладателю выплатах авторского вознаграждения.
«Устанавливается обязанность для аккредитованных организаций хранить вознаграждение конкретного правообладателя, которое не было ему выплачено в связи с отсутствием информации о нем, в течение трех лет. Только по истечении этого срока, указанное невостребованное вознаграждение может быть распределено между другими правообладателями», – сообщил он.
Указывается, что отказ организации от заключения с пользователем договора должен быть мотивированным. Вводится положение об установлении Правительством РФ ограничения на допустимые расходы организаций по коллективному управлению правами.
«Устанавливается обязанность для аккредитованных организаций проводить по итогам финансового года аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности с последующим размещением отчетности и аудиторского заключения на официальном сайте в сети «Интернет». Кроме того, вносятся изменения в КоАП, предусматривающие административную ответственность для аккредитованных организаций за нераскрытие такой отчетной информации», – добавил Павел Крашенинников.
Предлагаемые изменения позволят повысить «прозрачность» деятельности аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами и более полно защищать права создателей различных произведений и обладателей смежных прав. «В конечном итоге это направлено на формирование более благоприятных условий для плодотворной деятельности представителей творческих профессий», – резюмировал Павел Крашенинников.