В Госдуме 11 января состоялось первое заседание рабочей группы по вопросу правового регулирования «конфликта интересов», в которую вошли председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России П.В. Крашенинников, председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции В.И. Пискарев, председатель Комитета ГД по контролю и регламенту О.В. Савастьянова, председатель Комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД, Н.В. Поклонская и председатель Комиссии ГД по вопросам депутатской этики О.И. Аршба.
В ходе заседания участники обсудили вопросы, связанные с конфликтом частных и государственных интересов при осуществлении полномочий как депутатов Государственной Думы, так и иных должностных лиц других ветвей власти (судебной, исполнительной).
В своем выступлении Павел Крашенинников отметил, что тему конфликта интересов можно считать извечной. Он напомнил древнеримский принцип: «никто не судья в своем деле», соблюдение которого способствует беспристрастности и непредвзятости, и подчеркнул важность четких критериев для определения понятия «конфликт интересов».
«Сферы конфликта интересов весьма разнообразны: государственная, муниципальная, правоохранительная, образовательная, медицинская и так далее, – сказал Павел Крашенинников. – В связи с чем возникает масса вопросов. Может ли рассматриваться как конфликт интересов профессиональная деятельность на предыдущей работе? Например, специалист в сельском хозяйстве – может ли он быть в аграрном Комитете Государственной Думы? Промышленник – в промышленном? Юрист – в правовом? Ответ: может. И в ряде случаев его именно для этого избирали как профессионала, человека, разбирающегося в конкретных вопросах. Другой пример. Тот же самый профессионал может ли создавать экономические или другие преимущества в деятельности своего, пускай и бывшего, юридического лица? Наверное, нет. Достаточно ли законодательства в России для точного ответа? Законодательства много, а ответов – не очень. Попробуем разобраться. Но не за пять минут, и даже вряд ли за месяц».
Во время заседания были намечены основные направления деятельности рабочей группы в целях разработки и внесения конкретных законодательных инициатив по изменению законодательства в рамках создания и развития комплексного механизма урегулирования конфликта интересов.
«Действующее законодательство упоминает “конфликт интересов” в 80 законах, не считая подзаконных актов. При этом в определении понятия используется слово “ситуация”, что придает ему некую размытость. Среди уже предусмотренных мер можно назвать: декларирование личного и семейного дохода, имущества; ограничения на принятие подарков; ограничение на совмещенную со службой оплачиваемую деятельность; контроль пост-трудовой деятельности. И другие меры, которые, на наш взгляд, следует развивать», – отметил Павел Крашенинников.
Он сообщил, что люди, работающие во власти, должны в первую очередь демонстрировать правовую культуру, строгое соблюдение норм и законов, приверженность принципу непредвзятости в своей деятельности.
«Также не стоит забывать, что “конфликт интересов” – не только коррупционное понятие. Оно носит межотраслевой характер. Этот самый “конфликт” может возникать и у депутатов, и у судей, у прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников, в сфере образования и т.д. Поэтому перед нами стоит задача выработать универсальные нормы, которые можно будет распространить на отраслевое законодательство. Для этого мы, конечно, также изучим зарубежный опыт», – подчеркнул Павел Крашенинников.
Он уточнил, что необходимо разработать такие положения, которые позволят пресекать и искоренять проявления конфликта интересов. И это должен быть комплексный механизм. Немаловажная роль в этом процессе отводится недопустимости совершения правонарушений коррупционной направленности и повышению уровня правосознания в обществе.
Участники заседания сошлись во мнении, что состав рабочей группы необходимо расширить, пригласив в нее представителей всех парламентских партий, Совета Федерации, Администрации Президента, Правительства и Прокуратуры РФ.