Госдума приняла в первом чтении, законопроект об электронном нотариате – проект федерального закона № 750699-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Законопроект разработан Правительством РФ в целях реализации программы «Цифровая экономика».
Председатель Комитета, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что законопроект направлен на оптимизацию нотариальной деятельности, повышение востребованности нотариальной защиты прав граждан и организаций в условиях цифровизации.
Он отметил, что законопроект накануне рассматривался межведомственной Рабочей группой по совершенствованию законодательства в сфере нотариата, которая поддержала законопроект и дала некоторые рекомендации по доработке отдельных положений ко второму чтению.
Законопроектом предлагаются изменения в Основы законодательства о нотариате, которыми вводится ряд важных новелл в части совершения нотариальных действий в электронной форме.
1. Предлагается установить перечень и порядок совершения нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме – т.е. удаленно, без личной явки обратившегося лица к нотариусу.
К таким действиям будут отнесены: свидетельствование верности перевода документа на другой язык; передача электронных документов физическим и юридическим лицам; принятие в депозит безналичных денежных средств; совершение исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке; обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети «Интернет»; выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества и др.
Для удаленного совершения нотариального действия заявитель направляет нотариусу через Единую информационную систему нотариата (либо через портал Госуслуг) заявление, удостоверенное усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением документов в электронной форме. «Нотариус проверяет электронную подпись и, не позднее пяти рабочих дней после оплаты, изготавливает нотариальный документ в электронной форме. По просьбе заявителя нотариальный документ может быть выдан и на бумажном носителе», - сообщил Павел Крашенинников.
Законопроектом предусматривается ведение специального реестра нотариальных действий, совершенных удаленно.
Павел Крашенинников отметил, что предлагаемая новелла значительно облегчит получение некоторых нотариальных услуг гражданами и юридическими лицами, позволив им сохранить время и сократить расходы, которые обычно затрачиваются на личное посещение нотариуса.
2. Законопроектом предлагается установить возможность совершения дистанционной сделки с участием нескольких нотариусов, действующих в интересах каждой стороны - через электронную систему нотариата, без совместного присутствия сторон сделки. «Достоверность волеизъявлений в таком случае устанавливается и гарантируется каждым нотариусом», - отметил Павел Крашенинников.
Согласно предлагаемой процедуре, проект сделки будет создаваться нотариусами с использованием электронной системы нотариата. Участники сделки, находящиеся отдельно (каждый в присутствии нотариуса) подписывают экземпляр сделки в электронной форме – простой электронной подписью. Далее, этот электронный экземпляр сделки подписывается квалифицированными электронными подписями нотариусов, гарантирующих достоверность. Вместе с тем стороны также подписывают экземпляр сделки на бумажном носителе, который идентичен электронному экземпляру. Неизменность текста электронного документа будет обеспечиваться средствами Единой информационной системы нотариата.
Данная новелла предоставит гражданам и бизнесу новый комфортный инструмент, гарантирующий их правовую защиту в условиях развития цифровой экономики, и позволит обеспечить достоверность «цифровых» данных при совершении удаленных сделок в электронной форме.
3. Федеральной нотариальной палатой будет обеспечиваться возможность представления по запросу заявителя в круглосуточном режиме сведений об открытии наследственного дела – посредством сети «Интернет».
4. Законопроектом предусматривается право нотариуса при отсутствии у гражданина документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего документ, устанавливать его личность посредством единой биометрической системы.
5. Предоставляется возможность проверки посредством Единой информационной системы нотариата информации о нотариальном документе с использованием размещенной на нем машиночитаемой маркировки (с указанием даты и вида нотариального действия, ФИО нотариуса и заявителя).
6. Устанавливаются правила исправления нотариусом выявленных технических ошибок, не изменяющих правовое содержание нотариально оформленного документа и не влияющих на права третьих лиц – таких как описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка. Техническая ошибка будет исправляться нотариусом по требованию заявителя, его представителя или на основании решения суда.
Изменения предлагается вводить в действие по истечении 1 года после официального опубликования принятого закона, за исключением некоторых положений.
Павел Крашенинников добавил, что законопроект является важным и своевременным для дальнейшего развития цифровой экономики. При этом некоторые его положения требуют дополнительной проработки ко второму чтению. Более того, потребуются изменения в другие законодательные акты. В частности, дополнительного обсуждения требует порядок идентификации лиц при совершении нотариальных действий в электронной форме удаленно; особое внимание необходимо уделить технологии совершения дистанционных сделок. В условиях цифровизации представляется целесообразным дополнить ст. 97 Основ законодательства о нотариате возможностью приема нотариусом на хранение документов не только в бумажном виде, но и электронных документов.
«Высказанные замечания и предложения могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению», - сообщил Павел Крашенинников.