Новости

В Госдуме не поддержали приравнивание фактических брачных отношений к зарегистрированному браку

Рассмотрев законопроект сегодня на заседании, Комитет не поддержал его концепцию.

В соответствии с законопроектом под фактическими брачными отношениями предлагается понимать «не зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство». Признаками фактических брачных отношений указываются: ведение общего хозяйства и совместное проживание в течение пяти лет; ведение общего хозяйства, совместное проживание в течение двух лет и наличие общих детей. В таких случаях союз мужчины и женщины, согласно законопроекту, получает статус фактических брачных отношений и влечет наступление прав и обязанностей супругов, предусмотренных семейным и гражданским законодательством.

«Необходимо сразу отметить, что указанные признаки не всегда присутствуют даже в зарегистрированном браке. Супруги могут жить не только в разных городах, но и в разных странах долгое время, не вести общее хозяйство», – отметил председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников.

Законопроектом предлагается установить, что имущество, нажитое лицами, состоящими в фактических брачных отношениях, в период их совместного проживания является их совместной собственностью (если договором не установлено иное).

Павел Крашенинников подчеркнул, что с точки зрения положений Семейного кодекса брак – это добровольный союз мужчины и женщины, зарегистрированный при соблюдении определенных условий в органах ЗАГС и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности. Согласно положениям Гражданского кодекса граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, а также достижение ими брачного возраста. Таким образом, брак можно определить как обдуманное и свободное действие мужчины и женщины, направленное на возникновение соответствующих правовых последствий, включая совместный режим имущества супругов и возможность наследования друг за другом. Приравнивание фактически брачных отношений к зарегистрированному браку повлечет существенное ограничение прав граждан.

Кроме того, в Комитете ГД по государственному строительству и законодательству указали на то, что предложенные в законопроекте признаки фактических брачных отношений размыты – неясно, кто и с какого момента установит факт наличия фактически брачных отношений (суд, нотариус, другие государственные органы или лица). А этот момент очень важен, поскольку именно с него, в соответствии с законопроектом, имущество «сожителей» будет являться совместной собственностью.

Режим совместной собственности также может быть изменен договором, но законопроект не содержит требований ни к форме, ни к содержанию этого договора, ни к порядку его заключения, что может повлечь массу вопросов и сложностей на практике.

«В целом стоит отметить, что действующее законодательство содержит в себе достаточное регулирование зарегистрированного брака и его правовых последствий с учетом различных жизненных ситуаций и обстоятельств. У каждого гражданина есть выбор, в каких отношениях состоять. И если лицо по каким-то причинам не хочет брать на себя ответственность и обязательства правового характера, вступая в законный брак, и избегает этого шага, то нет необходимости закреплять на законодательном уровне дополнительные виды отношений. В современных условиях важнее повышать ценность брака и традиционных семейных отношений, а не создавать лазейки для узаконивания “сожительства”», – заявил Павел Крашенинников.

Источник использованного изображения