27 июля 2018 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о географических указаниях).
Один из авторов законопроекта – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что проектом предлагается ввести в ГК РФ новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание» – в качестве средства индивидуализации товара. В обиходе это также называется брендами регионов.
Такой вид средств индивидуализации товара будет действовать наравне с существующим в настоящее время – наименованием места происхождения товара (НМПТ), однако иметь более простую регистрацию.
Стоит отметить, что НМПТ дает представление об изготовителе, высоком качестве товара, а также о наличии особых свойств товара, определяемых местом изготовления. Его применение способствует повышению известности региона, росту инвестиций. Однако требования, предъявляемые при регистрации НМПТ, являются достаточно жесткими. Необходимо подтверждать не только известность обозначения, указывающего на конкретную местность, но и особенности свойств товара, которые определяются характерными для данной местности природными условиями или человеческими факторами. «Зачастую особые свойства не проявляются в самих товарах и, соответственно, не могут быть объективно проверены. Например, сложно документально определить специфический вкус и цвет масла или молока, полученных от коров, которые пасутся на определенных пастбищах, где растут особые травы, характерные для данного региона», – отметил Павел Крашенинников.
С момента введения государственной регистрации НМПТ в 1992 году в России зарегистрировано и охраняется около 200 НМПТ. В качестве примера можно привести «Оренбургский пуховый платок», «Вологодское кружево», «Хохлома», «Гжель», «Дулевский фарфор», «Вологодское масло», «Адыгейский сыр», «Башкирский мед», «Астраханские помидоры», «Луховицкий огурец», «Нарзан».
При этом в Европейском союзе охраняется более 3 000 географических указаний и наименований мест происхождения товаров. В связи со вступлением в ВТО у России возникли обязательства по охране «географических указаний». Такие нормы предусмотрены и другими международными обязательствами.
Законопроект предусматривает решение вышеуказанных вопросов. Предлагается изложить в новой редакции параграф 3 главы 76 части 4 Гражданского кодекса РФ, давая определение обоим объектам – «географическое указание» и «наименование места происхождения товара» и указывая конкретные требования к ним. В соответствии с этими требованиями заявитель сможет определить, на охрану какого объекта интеллектуальных прав он может претендовать.
Так, устанавливается, что географическим указанием является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории конкретного географического объекта. При этом географическим происхождением должны в значительной степени определяться особое качество товара, его репутация или другие характеристики. И хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, должна осуществляться на указанной территории (в отличие от НМПТ, для которого должны осуществляться все стадии производства товара на указанной территории).
«Таким образом, в качестве географического указания можно было бы зарегистрировать, например, калужское тесто, байкальский омуль, камчатский краб, крымские вина, якутские алмазы, золото Костромы», – сказал Павел Крашенинников.
Законопроектом указывается, что географическое указание признается и охраняется в силу государственной регистрации. Регистрация будет осуществляться Роспатентом. Лицам, зарегистрировавшим географическое указание (гражданам, организациям или объединениям лиц) предоставляется исключительное право его использования. Под использованием понимается, в частности, размещение географического указания на товарах, этикетках, упаковках; на бланках, счетах и другой документации, в объявлениях о продаже товаров, на вывесках, в рекламе, в печатных изданиях, в сети «Интернет» и прочее.
Другими лицами использование зарегистрированного географического указания не допускается. Даже если ими указывается подлинное место происхождения товара или географическое указание используется в переводе, либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п. Товары, этикетки или упаковки, на которых незаконно использовано географическое указание, считаются контрафактными.
Законопроектом указывается, что географическое указание охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий установленным требованиям. Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, с возможностью последующего продления по заявлению правообладателя. Действие исключительного права может прекратиться и раньше, если, например, будут утрачены особые характеристики товара.
Срок вступления в силу изменений предлагается установить по истечении 180 дней после официального опубликования закона.
Изменения направлены на совершенствование законодательства об интеллектуальных правах. Законопроект позволит расширить перспективы развития регионов России посредством института географических указаний. Многие из известных нам товаров уникальны именно своим географическим происхождением.
«В каждом субъекте РФ присутствует своя историческая, культурная или природная исключительность, особые традиции, в том числе в сфере прикладного творчества, национальной кухни и т.д. Законопроект позволит предоставить новые упрощенные возможности для регистрации и продвижения региональных брендов, работая тем самым в русле антисанкционных мероприятий на повышение конкурентоспособности экономики регионов, привлечение российских и иностранных инвестиций, развитие туризма», – заявил Павел Крашенинников.
Источник использованного изображения