В конференц-зале Адвокатской палаты Республики Башкортостан прошел обучающий семинар на тему «Банкротство физических лиц». В качестве лектора выступил адвокат, специализирующийся на делах о несостоятельности (банкротстве) физических лиц, член Ассоциации юристов России Артур Мударисов.
Президент Адвокатской палаты, член Совета Башкортостанского реготделения АЮР Булат Юмадилов, открывая мероприятие, подчеркнул особую актуальность данной тематики и отметил, что на семинаре присутствуют не только адвокаты, но и стажеры, помощники адвокатов, что свидетельствует о важности подобного рода мероприятий для адвокатского сообщества. «Мы живем в такое время, когда вокруг нас все стремительно меняется. Безусловно, это касается и нашей профессии. Чтобы быть успешным адвокатом и высококвалифицированным специалистом, необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения, изучать новое, перенимать опыт коллег. Одна из задач Адвокатской палаты – содействие в повышении профессионального уровня адвокатов», – сказал президент палаты.
В начале семинара Артур Мударисов разъяснил суть института банкротства, историю его зарождения в России. «Слово произошло от словосочетания bankca rotta, что в переводе с итальянского означает “сломанная скамья”. Ранее словом bankca обозначались скамьи, на которых ростовщики осуществляли свою деятельность. Когда ростовщик разорялся – он ломал скамью, тем самым объявлял себя банкротом», – рассказал лектор.
Раскрывая общие понятия банкротства, он также разъяснил разницу между таким явлениями, как фиктивное и преднамеренное банкротство.
Кроме того, была объяснена причина введения законодателем данной процедуры. «Потребность в процедуре возникла по нескольким причинам. Во-первых, большой объем кредитов у населения. Потому как на начальной стадии становления банковской системы граждане, не привыкшие к таким возможностям, брали кредиты повсеместно, не задумываясь о финансовых возможностях. Тяжелая экономическая ситуация в стране в последние десятилетия – дефолты, кризисы, массовая безработица – сподвигла законодателей заняться данным вопросом. Самое интересное, что если обратиться к истории, то можно выяснить, что процедура банкротства ранее существовала и в России, когда действовали Уставы, позволяющие списывать долги дворянам, купцам. Но вернемся к современной России: сложилась ситуация, когда половина трудоспособного населения имеет задолженности перед банками, кредиторами. На сегодняшний день наблюдается постоянная тенденция к увеличению долговых обязательств населения перед банками. Цели, которые преследовал законодатель, вводя данный институт: максимальное удовлетворение требований кредиторов, с одной стороны, с другой стороны – освобождение от обязательств гражданина, прощение ему долга», – отметил лектор.
В ходе семинара Артур Мударисов указал на растущую популярность института. По данным статистики на 2017 год, в Башкортостане насчитывалось 1 138 дел о банкротстве физических лиц. Всего за 2017 год несостоятельными признали 20 600 граждан, что в 15 раз больше, чем в 2016-м.
Лектор рассказал о законодательных актах, которые регулируют процедуру банкротства, раскрыл их содержание, определил круг лиц, имеющих право на инициирование процедуры банкротства физических лиц, обозначил условия несостоятельности физического лица.
Неожиданной для многих слушателей стала информация о том, что к числу лиц, правомочных заявлять в суд о признании физического лица банкротом, включены супруги, обязательство по алиментам перед которыми превышают 500 000 рублей. На вопрос о том, для чего нужно супругу, перед которым имеется неисполненный долг, признавать должника банкротом и тем самым списывать с него неисполненное обязательство, Артур Мударисов ответил, что возможности приставов по исполнительному производству ограничены наложением взыскания на имущество должника, денежные средства и прочее, в то время как при проведении процедуры банкротства появляется возможность оспаривания сомнительных сделок в пределах трехлетней давности с момента подачи заявления о банкротстве. Оспаривать в суде данные сделки могут как финансовый управляющий, так и кредитор, в данном случае супруга. Например, супруг, копящий долги по алиментным обязательствам, продает автомобиль своему отцу за год до подачи заявления супруги о признании его банкротом, но продолжает пользоваться им. Ни один пристав в рамках исполнительного производства не вправе обратить к взысканию данное имущество, в то время как в процедуре банкротства физического лица это возможно.
Также спикер рассказал о роли финансового управляющего в данной процедуре. «Все вопросы, связанные с финансами должника, осуществляет именно арбитражный управляющий. Он распоряжается счетами в банках, соответственно, принимает все платежи», – отметил Антон Мударисов.
Подробнее лектор остановился на порядке признания недействительными сделок, совершенных физическим лицом, находящимся на пороге признания его банкротом. Он обратил особое внимание на то, что если сделка будет признана недействительной, то имущество, переданное по ней, будет включено в конкурсную массу. При невозможности возврата имущества приобретатель должен будет внести его действительную стоимость. «При этом затраты приобретателя не подлежат возмещению. Он будет включен в требование должника в качестве кредитора. Поэтому нет гарантии, что он сможет возместить затраты, понесенные им», – объяснил он.
На протяжении всего семинара адвокаты принимали активное участие в обсуждении темы, завязывая оживленные дискуссии.
Адвокаты выразили благодарность лектору за столь содержательный и актуальный семинар.
«Семинары, организованные Адвокатской палатой, потрясающе практичны, а следовательно, эффективны и направлены на развитие профессиональных навыков. В российском законодательстве процедура признания физического лица банкротом является новеллой, а потому может вызывать проблемы в правоприменительной практике. По этой причине повышение профессиональных знаний в данной сфере как никогда актуально для всего адвокатского сообщества», – отметила руководитель Сипайловского филиала Башкирской региональной коллегии адвокатов, член Совета палаты Зульфия Кашкарова.