Новости

Совет при Президенте РФ отклонил проект закона об азартных играх

Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части установления механизма самоограничения граждан от участия в азартных играх), разработанный Министерством финансов Российской Федерации.

Законопроектом предлагается предусмотреть порядок направления лицами, имеющими пристрастие к азартным играм (либо их опекунами или попечителями), заявления о запрете на свое участие в азартных играх или об установлении максимальной суммы ставок в адрес организатора азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах. В свою очередь на организаторов азартных игр возлагается обязанность ведения на основании таких заявлений реестра лиц, имеющих пристрастие к азартным играм. В пояснительной записке это решение названо механизмом «самоограничения физических лиц от участия в азартных играх». Целью законопроекта, согласно пояснительной записке, является «защита прав физических лиц, принимающих участие в азартных играх и подверженных болезненному влиянию игромании», которая «не предусмотрена законодательством Российской Федерации».

Председатель Совета, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников напомнил, что пунктом 1 статьи 30 Гражданского кодекса предусмотрено, что над такими гражданами, имеющими пристрастие к азартным играм, вследствие чего их семья ставится в тяжелое материальное положение, может быть судом установлено попечительство. В результате ограничения дееспособности гражданина, попечитель получает и расходует его заработок, пенсию и иные доходы. Подопечный вправе самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, а другие сделки он может совершать только с согласия попечителя.

В таком случае, при направлении заявления опекуном или попечителем в адрес организаторов азартных игр с целью информирования об отсутствии у подопечного дееспособности в достаточном объеме для участия в азартных играх, не требуется законодательных изменений. Подобные сделки с недееспособным гражданином ничтожны согласно нормам ГК, - отмечалось на заседании Совета.

Законопроектом же предлагается введение института «самоограничения» граждан - установление запрета на предоставление им соответствующих услуг, если они сами обратились к организатору азартных игр с заявлением. Фактически это ограничение правоспособности граждан не на основании решения суда, а на основании сделки. И такое предложение не может быть поддержано, поскольку не соответствует принципам гражданского права и конституционным нормам, - отмечалось на заседании Совета.

Обсуждая законопроект, члены Совета также отмечали, что в пояснительной записке к законопроекту не приводятся доводы, которые убедительно доказали бы, что граждане, страдающие игроманией, стремятся запретить самим себе участвовать в играх. Кроме того, неясно, как такое «самоограничение» поможет им, если предусматривается возможность отзыва поданного гражданином заявления спустя год после его подачи. И почему правоспособный гражданин не может передумать раньше. Также законопроектом не уточнен вопрос о последствиях нарушения организатором игр того запрета, который гражданин сам на себя наложил, - отмечалось на заседании Совета.

Учитывая вышеизложенное, законопроект не может быть поддержан, - заключили члены Совета.

Источник использованного изображения: