Работодатели должны сообщать о приеме на работу всех бывших чиновников, которые ранее предоставляли декларации о доходах и имуществе. Об этом говорится в подготовленных разъяснениях судьям пленума Верховного Суда РФ.
В разъяснениях судьям пленума Верховного Суда дано расширенное толкование статьи 19.29 КоАП, в которой говорится, что работодатель, заключивший договор с бывшим муниципальным или госслужащим и не направивший в десятидневный срок уведомление об этом по бывшему месту работы чиновника, будет наказан штрафом. Для граждан штраф составляет 2-4 тыс. руб., для должностных лиц – 20-50 тыс., а для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
В документе подчеркивается, что санкции об отсутствии уведомления предусмотрены не только за оформление экс-чиновника, покинувшего госслужбу в течение двух лет, по трудовому договору, но и по договору на выполнение работ или оказания услуг на сумму более 100 руб. Причем сообщать о приеме на работу бывшего чиновника нужно и при заключении трудового договора о выполнении им в свободное время работ у другого работодателя.
Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, также относятся к гражданам, подлежащим административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
Если же экс-госслужащий сам зарегистрировался индивидуальным предпринимателем или учредил свою компанию, то он может не направлять уведомление на бывшее место работы, так как это не является требованием закона «О противодействии коррупции».
Надежда Латынцева, эксперт Ассоциации юристов России, адвокат (г. Челябинск): «Пленум Верховного Суда РФ рассмотрит проект Постановления об административной ответственности граждан и юридических лиц при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров с гражданами, ранее являвшимися или являющимися федеральными или муниципальными служащими, включенными в перечень служащих, обязанных отчитываться о своих доходах.
Административная ответственность за упомянутые правонарушения предусмотрена ст. 19.29 КОАП РФ. В проекте Постановления Пленума ВС РФ разъясняется применение данной нормы с учетом вины организаций или граждан, нарушающих порядок правоотношений с упомянутой категорией работников, установленный законом.
В частности, в проекте предусматривается ответственность за фактические трудовые или гражданско-правовые отношения с бывшими госслужащими или муниципальными служащими, то есть без надлежащего оформления трудовых или гражданско-правовых отношений при условии доказанности исполнения их обязательств. КОАП РФ не содержит ответственности за упомянутые действия, однако применение ст. 19.29 КОАП РФ в данной ситуации, скорее всего, обосновано имеющимися случаями таких взаимоотношений.
В целом проект конкретизирует субъектный состав правонарушения по ст. 19.29 КОАП РФ, что, на мой взгляд, будет способствовать вынесению справедливых судебных актов. Но Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) устанавливает обязанность гражданина, замещавшего должности на государственной или муниципальной службе, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы, а ст. 1.5. КОАП РФ является гарантией от необоснованного привлечения к административной ответственности, в соответствии с которой административная ответственность наступает в случае вины. Соответственно, возникает вопрос: будет ли привлечен работодатель к административной ответственности по ст. 19.29 КОАП РФ, если гражданин не исполнит обязанность сообщить работодателю о своем последнем месте работы, или это обстоятельство будет основанием для снижения ответственности ниже низшего предела по ст. 19.29 КОАП РФ? Ранее в обзоре судебной практики по применению ст. 19.29 КОАП РФ указывалось, что отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности на государственной (муниципальной) службе, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ. (Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016))».
Источник использованной фотографии