Ваш город:
Новости

Распространение «фейковых» новостей будет приравнено к административному правонарушению

24 января 2019 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 606595-7 «О внесении изменений в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за распространение в СМИ, а также в сети Интернет так называемых «фейковых» новостей.

Законопроект рассматривается Государственной Думой в пакете с базовым проектом (№ 606593-7 «О внесении изменений в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). Этим базовым проектом устанавливается запрет на распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) «фейковых» новостей. А именно – заведомо недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу жизни или здоровью граждан либо угрозу массового нарушения общественного порядка или общественной безопасности, либо прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, или наступления иных тяжких последствий.

За такие деяния предлагается установить административную ответственность в виде штрафа:

- от 3 до 5 тыс. рублей – для граждан (например, пользователей социальных сетей, блогеров),

- от 30 до 50 тыс. рублей – для должностных лиц,

- от 400 тыс. до 1 млн рублей – для юридических лиц, с конфискацией предмета административного правонарушения (например, редакции СМИ).

Рассматривать дела об указанных правонарушениях будут суды, а составлять протоколы – должностные лица Роскомнадзора.

Как сообщил председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников, предлагаемая административная ответственность должна стать механизмом предупреждения деяний, связанных с созданием условий для нарушения общественного порядка и безопасности, либо условий для создания панических настроений у населения в связи с введением их в заблуждение относительно тех или иных значимых событий.

В 2018 году освещение «фейковых» новостей средствами массовой информации возросло по сравнению с предыдущим годом более чем на 30% и составило 20 923 «фейковых» сообщения (по данным компании «Медиалогия»).

«За примерами далеко ходить не нужно. Все помнят, как сразу после трагедии в Магнитогорске 31 декабря 2018 года в Интернете молниеносно появились сообщения о том, что это теракт. Хотя официальное расследование причин взрыва только началось и делать выводы было преждевременно. Однако так называемое “собственное расследование”, начатое СМИ параллельно со следственными органами, вводило в заблуждение пользователей сети о причинах произошедшего, вселяя тем самым страх, провоцируя у людей панику в канун новогодних праздников», – напомнил Павел Крашенинников.

Еще пример – когда после теракта в метро Санкт-Петербурга в апреле 2017 года несколько СМИ опубликовали в Интернете фотографию «предполагаемого террориста». И, фактически, тем самым была объявлена травля невиновного человека, находившегося проездом в городе и оказавшегося в метро незадолго до трагедии. Эти недостоверные сообщения создали угрозу для жизни и здоровья «обвиненного» в СМИ гражданина и повлекли много негативных последствий как для него, так и для его близких.

«Предлагаемый законопроектом административный состав позволит обеспечить защиту от “сетевых террористов”, сообщающих сведения о каких-либо событиях, создающих угрозу наступления общественно опасных последствий», – сказал Павел Крашенинников.

Он напомнил, что год назад была предусмотрена уголовная ответственность за схожие деяния, но носящие более специальный характер, сопряженный именно с угрозой террористического акта (Федеральный закон от 31.12.2017 № 501-ФЗ «О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», вступил в силу 11 января 2018 года). В частности, статья 207 УК РФ предполагает уголовную ответственность за так называемый «телефонный терроризм» – заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Однако по уголовному составу не могут быть привлечены к ответственности юридические лица.

При введении административного состава за схожие правонарушения, при этом имеющие более общий характер, будут нести ответственность и юридические лица. В данном случае это прежде всего редакции средств массовой информации.

«Кроме того, объектом защиты нового состава КоАП является обеспечение права граждан на достоверную информацию», – заявил Павел Крашенинников.

«Значение и роль информации нельзя переоценить, а стремительность распространения и широкий охват аудитории средств массовой информации, особенно в сети Интернет, и отдельных блогеров, преумножает масштаб влияния информации на нас. Мы видим, что “фейковые” новости способны дестабилизировать ситуацию не только внутри страны, но и на международной арене. Поэтому в современном мире особенно важно ответственно относиться к тому, насколько проверена, достоверна распространяемая информация», – подчеркнул Павел Крашенинников.

В целях предупреждения злоупотреблений свободой массовой информации и распространения ложных общественно значимых сведений соответствующая статья КоАП (ст. 13.15) дополняется специальным административным составом.

Вместе с тем, как сообщил Павел Крашенинников, при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо будет принять во внимание следующее.

1) «Административная ответственность вводится за нарушение запретов, определяемых Законом Российской Федерации “О средствах массовой информации” и Федеральным законом “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”. Дополнения, предлагаемые в данные законы пакетным “базовым” законопроектом (№ 606593-7), сформулированы без учета требования о правовой определенности и нуждаются в корректировке. Необходимо уточнить отдельные признаки указанных правонарушений на предмет их соответствия принципам формальной определенности, точности, ясности и недвусмысленности. Поэтому и формулировка административного состава должна корреспондировать тем уточнениям, которые предполагаются в части вводимых запретов», – отметил Павел Крашенинников.

2) «Требуется соотнести проектируемые положения КоАП с нормами Уголовного кодекса об ответственности за “телефонный терроризм” – заведомо ложное сообщение об акте терроризма», – сообщил Павел Крашенинников.

«Предлагаемые изменения в КоАП будут способствовать реализации положений, регулирующих обязанности средств массовой информации, а также блогеров, операторов и пользователей сети Интернет по соблюдению устанавливаемых законом требований в сфере распространения информации», – сказал Павел Крашенинников.


Источник использованного изображения

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.