Новости

Публичные центры правовой информации как механизм развития арбитража

В статье член Совета Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России Леонтий Маршава проанализировал некоторые перспективы объединения институтов негосударственного арбитража, профессиональных некоммерческих объединений и Общероссийской сети Публичных центров правовой информации с целью создания благоприятных условий эффективного арбитражного производства и повышения доверия предпринимательского сообщества к указанному институту.

Публикуем материал полностью:

В соответствии с положением ст. 44 Федерального закона от 29.12.2015 №382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее по тексту именуется также – Закон об арбитраже) право на осуществление функции постоянно действующего учреждения предоставляется актом Правительства Российской Федерации, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Такая рекомендация выносится указанным Советом в случае соответствия некоммерческой организации-заявителя, требованиям, определенным тем же Федеральным законом. В числе критериев определения соответствия законом предусмотрено наличие у организации списка рекомендованных арбитров, соответствующих требованиям, и репутация некоммерческой организации-заявителя.

В силу закона указанный порядок получения разрешения не распространяется на Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Действительно, репутация Торгово-промышленной палаты Российской Федерации не вызывает каких-либо сомнений. Не вызывает сомнений и способность Палаты к обеспечению деятельности арбитражного учреждения. Разветвленная сеть обособленных подразделений Торгово-промышленной палаты в субъектах РФ формирует внушительный потенциал к обеспечению доступности третейского судопроизводства для региональных представителей предпринимательского сообщества.

В установленном Законом об арбитраже порядке вынесено Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 г. №798-р, в соответствии с которым правом на формирование постоянно действующего арбитражного учреждения наделена Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей».

Аналогичное решение вынесено в отношении Автономной некоммерческой организации «Институт современного арбитража».

Таким образом, к 01 ноября 2017 года на территории Российский Федерации правом на формирование постоянно действующего арбитражного учреждения наделено две некоммерческих организации, не считая Торгово-промышленную палату Российской Федерации.

Не секрет, что одним из основных положительных стимулов к передаче споров на рассмотрение в третейский суд являлась скорость рассмотрения поданного искового заявления.

Вместе с тем, органы власти неоднократно указывали на возможность разгрузки арбитражных судов с помощью эффективной системы негосударственных судов.

На острую необходимость разгрузки арбитражных судов косвенно указывает и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.10.2017 №30, в соответствии с которым в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона, подразумевающий введение требований о высшем юридическом образовании к представителям сторон в арбитражном и гражданском процессе, отмену института договорной подсудности, возможность вынесения судами определенной категории решений, не содержащих мотивировочной части.

Таким образом, исполняемая третейскими судами функция, прямо соответствует тем задачам, решение которых направлено на снижение нагрузки на государственные суды.

Следует отметить, что одной из основных проблем, с которой сталкивались третейские суды до 01 ноября 2017 года, являлось недоверие предпринимательского сообщества к институту негосударственного арбитража. Обоснованность такого недоверия подтверждается резким сокращением количества третейских судов после введения обозначенных выше требований, предъявляемых к некоммерческим организациям, формирующим постоянно действующие арбитражные учреждения.

Принимая во внимание резкое сокращение количества третейских судов, как следствие признание внушительного количества третейских оговорок недействительными и переход споров к общим правилам судопроизводства, определяемым арбитражным и гражданским процессуальными кодексами РФ, нагрузка на арбитражные суды и суды общей юрисдикции неизбежно возрастет.

Наибольшую актуальность указанная проблема приобретет в регионах, так как действующие арбитражные учреждения, несмотря на предполагаемую возможность организации сети региональных судебных участков, в абсолютном большинстве субъектов России не представлены.

Столь плавный характер процесса формирования региональных судебных участков обусловлен вполне очевидными проблемами: невозможность удаленной организации процесса подбора арбитров в регионе; сложность контроля регионального участка и его функционирования; высокая затратная часть при слабо прогнозируемой доходности.

Таким образом, в результате проведенной реформы, резко сократившей количество третейских судов, предпринимательское сообщество в регионах, независимо от степени доверия к третейским судам, не имеет фактического доступа к негосударственному арбитражу.

При таких обстоятельствах следует уделить внимание Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Единственное профессиональное объединение, имеющее разветвленную сеть подразделений в абсолютном большинстве регионов РФ, включающее в себя представителей юридической профессии как из частной практики и адвокатуры, так и органов государственной власти, включая судебную систему.

Общеизвестно, что признание арбитражной оговорки недействительной способно привести к необходимости подачи искового заявления в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Такие обстоятельства не способны, либо способны с крайне низкой степенью вероятности, привести к принятию неправосудного решения, либо решения, основанного на неверном толковании норм российского законодательства.

Однако указанное суждение не характерно для участников внешнеэкономической деятельности: признание арбитражной оговорки недействительной влечет необходимость подачи искового заявления в компетентный суд иностранного государства по месту нахождения ответчика. Указанное обстоятельство способно привести к неверному определению подсудности со стороны российского предпринимателя, невозможности явки представителя истца в судебное заседание, значительное удорожание судебных расходов, невозможности разрешения спора с учетом действующего законодательства и судебной практики РФ.

Ввиду отсутствия предоставленного Ассоциации юристов России права на формирование арбитражного учреждения, оценивая запрос представителей предпринимательского сообщества Челябинской области, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности, Челябинским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» заключено соглашение с Первым экономическим арбитражем Республики Казахстан[4].

Основной задачей сторон указанного соглашения является обеспечение судебной защиты прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Республики Казахстан.

С целью обеспечения принятия правосудного решения, основанного на законодательстве РФ, Челябинское отделение Ассоциации юристов России в рамках указанного соглашения, вправе рекомендовать арбитров из числа действительных членов Ассоциации юристов России для рассмотрения внешнеэкономических споров, вытекающих из международных контрактов, предусматривающих применение норм российского законодательства.

Кроме того, с целью обеспечения доступа представителей предпринимательского сообщества Челябинской области к правосудию Челябинским региональным отделением Ассоциации юристов России, в рамках указанного соглашения, обеспечивается функционирование судебного участка Первого экономического арбитража на территории г.Челябинска и г.Магнитогорска.

Таким образом, Челябинское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» выступает независимой платформой, но при этом осуществляет контроль за принятием правосудного решения, выносимого на территории иностранного государства, если стороной соответствующего спора, рассматриваемого Первым экономическим арбитражем, является российское юридическое лицо, а исполнение спорного договора наиболее тесно связано с Российской Федерацией, либо условия внешнеэкономического контракта предусматривают применение норм российского права.

Сторонами указанного соглашения приняты меры по обеспечению участников внешнеэкономической деятельности двух государств возможностью непосредственного участия в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи между Первым экономическим арбитражем и судебным участком Ассоциации юристов России. Сторонам спора предоставлена возможность назначения арбитров, в том числе, из числа членов Ассоциации юристов России, если применению по спорному контракту подлежит российское законодательство.

Вместе с тем, уполномоченным представителем Ассоциации юристов России на соответствующем судебном участке производится сбор и направление в адрес Первого экономического арбитража документации, поданной российской стороной спора, организация видеоконференц-связи для проведения судебного заседания, проверка полномочий представителя российского предпринимателя, явившегося в судебное заседание.

Актуальность указанного соглашения обусловлена, в том числе, явным государственным стимулированием экспорта. В современной России помимо привычных институтов поддержки предпринимательского сообщества сформирован специализированный институт поддержки российского экспорта – Акционерное общество «Российский экспортный центр» (далее по тексту именуется также – РЭЦ). Перспективы указанного института становятся еще более очевидными ввиду формирования полноценной правовой основы функционирования РЭЦ. Так, положения Федерального закона от 29 июня
2015 года N 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» и статей 970 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» определяют статус и функции Российского экспортного центра в сфере поддержки субъектов российского предпринимательства. Основными задачами РЭЦ на законодательном уровне признается поддержка экспортных поставок, продвижение российской продукции на внешние рынки, кредитная поддержка субъектов предпринимательства.

Решая столь глобальную задачу, за пределами разумного контроля законодателя остаются предпринимательские риски, обусловленные отсутствием понятного механизма восстановления нарушенного права на территории иностранного государства.

Логично, что одним из механизмов профилактики является определение подсудности и применимого права по внешнеэкономическому контракту. В связи с этим, довольно распространенным явлением стал отказ предпринимателей Республики Казахстан к определению подсудности на территории России, и наоборот – отказ российских предпринимателей к определению подсудности на территории Республики Казахстан.

При таких обстоятельствах взаимодействие Первого экономического арбитража Республики Казахстан и Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» служит компромиссным решением: подсудность определяется в пользу контрагента из Республики Казахстан, однако российский предприниматель располагает неким гарантом принятия правосудного решения в лице Ассоциации юристов России. Немаловажным обстоятельством является и возможность выбора арбитра из состава членов Ассоциации юристов России, а возможность явки сторон в судебное заседание (посредством видеоконференц-связи) позволит оперативно рассмотреть возможность разрешения спора во внесудебном порядке путем заключения мирового соглашения или проведения процедуры медиации.

Следует уделить особое внимание формированию судебного участка, оборудованного системой видеоконференц-связи, на территории г.Магнитогорска Челябинской области.

Формирование такого участка осуществлено в рамках взаимодействия Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и Центра правовой информации Государственного казенного учреждения культуры «Челябинская областная универсальная научная библиотека», входящего в Общероссийскую сеть Публичных центров правовой информации, представленной в г.Магнитогорске в Центре правовой информации «Библиотека Крашенинникова».

Центр правовой информации «Библиотека Крашенинникова», равно как иные Центры правовой информации, расположенные на территории Челябинской области, формирующих единую структуру, взаимодействующую с региональным отделением Ассоциации юристов России, располагает достаточным техническим обеспечением, позволяющим на регулярной основе проводить судебные заседания с применением видеоконфренц-связи.

Вместе с тем, указанное взаимодействие подразумевает наделение специалиста Центра правовой информации «Библиотека Крашенинникова» полномочиями по приему документов, связанных с подачей иска в Первый экономический арбитраж Республики Казахстан, ведением делопроизводства с последующим направлением материалов в адрес Первого экономического арбитража через региональное отделение Ассоциации, проверку полномочий представителя российского предпринимателя-участника внешнеэкономической деятельности, явившегося в судебное заседание.

Принимая во внимание взаимодействие Челябинского регионального отделения Ассоциации с более чем пятьюдесятью Центрами правовой информации в Челябинской области, опыт Центра правовой информации «Библиотека Крашенинникова» и Ассоциации способен в полной мере оказать содействие в комплексном формировании благоприятных условий для развития третейского судопроизводства, независимо от удаленности участника внешнеэкономической деятельности от областного центра. Присутствие судебных участков в удаленных муниципальных районах наиболее актуально для развития экспорта продукции производственного сектора и сельского хозяйства.

При должной реализации взаимодействия Ассоциации юристов России и Общероссийской сети Публичных центров правовой информации, указанная модель способна сформировать структуру эффективного третейского судопроизводства, применимую в любом регионе Российской Федерации. Следует отметить, что функционирование такой структуры обеспечено соответствующими региональными отделениями Ассоциации юристов России и сети Публичных центров правовой информации, что позволяет говорить об отсутствии необходимости финансирования такой структуры.

Кроме того, подобная структура подлежит применению и в ходе реализации проектов, направленных на формирование арбитражного учреждения при Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».