5 марта Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 645492-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части противодействия организованной преступности)», внесенный Президентом.
Председатель Комитета, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом предлагается ввести отдельное уголовное наказание для лидеров преступного мира, а также ужесточить уголовную ответственность за организацию преступного сообщества, руководство и участие в нем.
«По действующему законодательству существует уголовная ответственность для лиц, занимающих высшее положение в преступной иерархии, но только если эти лица совершили преступление по ч. 1 ст. 210 УК РФ: организовали криминальное сообщество для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, руководят им, регулируют деятельность в целях совершения преступлений, раздела сфер преступного влияния и преступных доходов, либо участвуют для этого в собраниях преступных организаций и т.д. В ином случае они не могут быть привлечены к ответственности по уголовному законодательству. Поэтому такие лица, являясь лидерами преступного мира и координируя деятельность криминальных сообществ, зачастую уходят от ответственности», – сказал Павел Крашенинников.
1. Законопроектом предлагается восполнить этот пробел законодательства, дополнив Уголовный кодекс новой статьей, которая вводит уголовную ответственность за сам факт лидерства в преступной иерархии. Такое преступление будет караться лишением свободы от 8 до 15 лет с возможным максимальным штрафом до 5 млн рублей. При этом применение условного осуждения или наказания ниже установленного предела к таким лицам исключается.
2. Отдельным преступлением указывается участие лица в собрании представителей или организаторов преступных сообществ в целях создания, руководства либо координации деятельности криминального сообщества. Это преступление выделяется в отдельную часть 1.1 статьи 210 УК РФ.
Участнику такой «сходки» грозит лишение свободы от 12 до 20 лет со штрафом до 1 млн рублей.
3. Повышаются уголовные штрафы, которые могут быть назначены преступнику совместно с лишением свободы по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем»:
- за организацию, руководство или координацию деятельности преступного сообщества предлагается повысить штраф до 5 млн рублей, при этом сроки лишения свободы сохраняются действующие – от 12 до 20 лет;
- за участие в преступном сообществе штраф повышается до 3 млн рублей (сейчас до 500 тыс. руб.), а также увеличиваются минимальные сроки лишения свободы – от 7 до 10 лет (сейчас от 5 до 10 лет);
- за совершение какого-либо из вышеуказанных преступлений с использованием служебного положения штраф увеличивается до 5 млн рублей (сейчас до 1 млн руб.), при этом срок лишения свободы сохраняется действующий – от 15 до 20 лет;
- совершение лидером преступной группировки преступления по созданию, руководству, координации деятельности преступного сообщества или участие в собрании с этими целями карается по действующему законодательству лишением свободы от 15 до 20 лет или пожизненным заключением. Проектом предлагается дополнить сроки лишения свободы возможностью назначения штрафа – до 5 млн рублей.
4. Дополняются условия освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших указанные преступления. Сейчас такая возможность есть у тех, кто добровольно прекратил свое участие в преступном сообществе и активно способствует пресечению его деятельности, раскрытию или пресечению преступлений.
Согласно законопроекту избежать наказания смогут и те, кто сообщил о готовящемся собрании организаторов или представителей преступного сообщества, а также активно способствует пресечению его деятельности.
5. Законопроектом вносятся уточнения, связанные с определением подсудности и подследственности уголовных дел о вышеуказанных преступлениях. Так, предварительное следствие по ним производится следователями органов внутренних дел, но может производиться также следователями того органа, который выявил преступления. Подсудность уголовных дел в отношении лидеров преступного мира относится к компетенции областных и равных им судов.
«Изменения позволят усовершенствовать уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью и, что особенно важно, с лидерами преступного мира, которые по действующему законодательству, как правило, недосягаемы для следствия. Они не принимают непосредственного участия в совершении преступлений, но обеспечивают деятельность преступных сообществ, их стратегическое развитие и “стабильность” существования, что гораздо опаснее. Поэтому предложенные меры должны существенно помочь правоохранительным органам в противодействии преступному миру», – пояснил Павел Крашенинников.