Сегодня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 280281-7 «О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части уточнения сроков содержания под стражей и порядка их продления).
Председатель Комитета, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что законопроект направлен на исключение фактов продления сроков содержания под стражей в случаях, когда по делу не проводятся активные следственные действия.
Ранее законопроект рассматривался Рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства, созданной Администрацией Президента РФ, которая дела рекомендации по его доработке ко второму чтению.
С учетом одобренных Комитетом поправок законопроектом предлагается следующее.
1. Устанавливаются дополнительные требования к содержанию представляемого в суд ходатайства о продлении срока содержания лица под стражей.
В ходатайстве должны быть указаны основания и мотивы продления срока содержания лица в СИЗО; сведения о произведенных следственных и иных процессуальных действиях; данные, свидетельствующие о необходимости производства следственных и иных действий; причины, по которым указанные действия не были осуществлены в установленные ранее сроки содержания под стражей. При этом указанный в постановлении срок, на который продлевается заключение в СИЗО, должен определяться исходя из объема и продолжительности приведенных следственных действий.
«Эти нормы позволят исключить факты продления срока содержания под стражей, когда ходатайства о продлении мотивируются необходимостью производства тех же следственных действий, для которых срок уже продлевался ранее», - отметил Павел Крашенинников.
2. Указывается, что судья не позднее, чем через 5 суток со дня получения ходатайства о продлении срока принимает по нему решение на основании оценки указанных в ходатайстве мотивов, а также с учетом сложности уголовного дела, общей продолжительности досудебного производства, эффективности действий следователя (дознавателя) и своевременности проведения следственных действий.
«В случае продления срока содержания под стражей в постановлении указывается дата, до которой он продлевается (каждый раз не более чем на 3 месяца). При этом по усмотрению суда срок продления может быть и меньше того, что указан в ходатайстве, если суд сочтет его достаточным для выполнения обозначенного объема процессуальных действий», - сообщил Павел Крашенинников.
При отказе в удовлетворении ходатайства, судья вправе по собственной инициативе и при наличие оснований, избрать более мягкую меру пресечения - в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.
3. Законопроектом предлагается уточнить, на кого конкретно распространяется действующий запрет заключения под стражу при расследовании преступлений в сфере предпринимательской деятельности.
Указывается, что помещение под стражу по подозрению или обвинению в совершении преступления в предпринимательской и иной экономической сфере не может быть применено к индивидуальному предпринимателю или члену органа управления коммерческой организации при осуществлении ими своей деятельности. Это касается преступлений, предусмотренных частями первой – четвертой статьи 159, статьями 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК РФ (мошенничество; мошенничество в сфере кредитования, страхования, компьютерной информации, при получении выплат, с использованием электронных средств платежа; присвоение или растрата; причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием; злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации).
Павел Крашенинников отметил, что нормы законопроекта направлены на повышение уровня обеспечения прав на свободу и личную неприкосновенность лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, в том числе по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. Предложенные изменения будут способствовать повышению качества предварительного расследования, эффективности его организации и соблюдению разумных сроков досудебного производства по уголовным делам.