Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел и рекомендовал принять в первом чтении законопроекты, внесенные Президентом РФ:
- № 871811-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений);
- № 871829-7 «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части административной ответственности за неисполнение обязанности по репатриации валюты).
Председатель Комитета, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что законопроекты направлены на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства, сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности и формирование благоприятного делового климата в стране.
1. В статью 210 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за организацию преступного сообщества или преступной организации либо участие в них, предлагается внести уточнение.
«Указывается, что под действие данной статьи не подпадают учредители, руководители и работники юридических лиц или их структурных подразделений только в силу организационно-штатной структуры организации и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением предпринимательской либо иной экономической деятельности», - сообщил Павел Крашенинников.
«Исключение составляют случаи, когда такая организация (или ее структурное подразделение) были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений», - пояснил сопредседатель АЮР.
«Предложенное изменение позволят исключить применение статьи 210 УК РФ в отношении учредителей, руководителей или сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую деятельность, и никак не связаны с организованной преступностью», - отметил он. Необходимо прекратить эту негативную тенденцию в отношении предпринимателей, которая периодически возникает в ходе судебно-следственной практики.
2. Законопроектами предлагается изменить условия привлечения к ответственности за деяния, связанные с нарушением требований валютного законодательства РФ о зачислении или о возврате денежных средств.
«Эти изменения продиктованы текущей ситуацией в сфере внешней торговли, при которой российские экспортеры все чаще сталкиваются с задержками при получении или возврате валютной выручки, происходящими не по их вине - особенно когда экспорт осуществляется компаниями, попавшими в санкционные списки», - пояснил Павел Крашенинников.
Так, статья 15.25 КоАП о нарушении валютного законодательства дополняется новой частью 5.2. В ней предусматривается административная ответственность за нарушение резидентом обязанности по репатриации валюты (по однократно проведенным валютным операциям, или по неоднократным операциям в течение года) в сумме свыше 100 миллионов рублей, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Рассмотрение дел об указанных правонарушениях предлагается отнести к подведомственности судей.
В случае если лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за такое деяние, совершит его повторно, то к нему будут применяться уже уголовные нормы. В этих целях вносятся изменения в статью 193 УК РФ. Одновременно с этим, в УК РФ устанавливаются суммы крупного и особо крупного размера нерепатриированных денежных средств: крупный размер - в сумме от 100 млн. рублей, особо крупный – 150 млн. рублей. Помимо этого, предлагается закрепить равную повышенную уголовную ответственность за указанные деяния, совершенные как группой лиц по предварительному сговору, так и организованной группой.
Кроме того, предлагается дополнить части 4, 4.1, 5 статьи 15.25 КоАП, предусматривающих административную ответственность за нарушение требований валютного законодательства о зачислении или о возврате денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Санкции за эти нарушения дополняются административным наказанием в виде предупреждения. При этом уточняется, что ответственность за повторное совершение указанных правонарушений наступает в случае, если лицо ранее было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
3. Помимо этого, предлагается пересмотреть суммы налоговых недоимок по налоговым преступлениям. В этих целях вносятся изменения в статьи 198 – 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ, касающиеся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов и иных обязательных платежей. Устанавливаются фиксированные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключая возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).
Источник используемого изображения