Анна Федосеева арестована по обвинению в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере (ч. 4. ст. 159 УК РФ). Наказание по этой статье предусматривает до десяти лет лишения свободы.
Как следует из открытых источников, адвокат Федосеевой Екатерина Духина поясняет, что уголовное дело было возбуждено на фоне развода. Она утверждает, что бывший совладелец «Росевробанка» Сергей Гришин «посчитал свои подарки в период ухаживания и в течение брака следствием ее мошеннических действий», а СК возбудил против нее уголовное дело на основании заявления Гришина.
Ежегодно в России расторгается более половины заключенных браков. Например, в 2017 году было зарегистрировано свыше 1 миллиона браков, а расторгнуто более 600 тысяч.
Ни один из этих процессов не закончился уголовным преследованием одного из бывших супругов на том основании, что он не вернул какой-либо из подаренных ему предметов.
Дарение – это гражданско-правовой договор, граждане могут расторгать такие договоры в суде, и нет необходимости запускать механизмы уголовно-правового преследования, иначе можно серьезно ухудшить правовой климат.
Кроме того, в России остро стоит проблема переполненности следственных изоляторов.
Происходит это потому, что суды в силу закона при принятии решений о заключении под стражу не должны учитывать лимиты наполнения следственных изоляторов, отмечала еще в 2016 году уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
Чтобы поменять ситуацию, считала Москалькова, нужно открывать новые современные СИЗО и пореже избирать меру пресечения, связанную с лишением свободы.
Публикуем мнение председателя Окружного совета Ассоциации юристов России по Центральному федеральному округу, депутата Московской городской думы Александра Семенникова:
«Примеры использования ст. 159 УК при конфликтной форме выяснения отношений между супругами в России, к сожалению, ранее уже были. Как правило, подобные дела все же касались серьезных совместных активов и коммерческих интересов.
Перевод ситуации в уголовную сферу в семейных отношениях является абсолютно неправомерным – термин “злоупотребление доверием” присутствует в ст. 159 УК, но если имел место подарок, то термин здесь неприменим.
Если формулировка о подарках соответствует действительности, это прецедент в национальном праве. Подобная практика не должна получить распространение.
Кроме того, особую озабоченность вызывает переполненность СИЗО в России. Сейчас мы пришли к историческому минимуму численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исправительной системы. На 1 января 2018 года в них насчитывалось 602 176 человек.
Если по семейным конфликтам, подобным делам будут приниматься решения о заключении под стражу, то о гуманизации правосудия придется забыть. Разумная санкция за злоупотребление доверием в семейной жизни – это расторжение брака. Никаких других санкций, в частности в виде уголовной ответственности, быть не может.
Если одновременно с заявлением о расторжении брака будут возбуждаться уголовные дела без юридической составляющей, то работа оперативных служб, следствия и следственных изоляторов будет надолго парализована.
Источник использованного изображения