Новости

Предлагается усилить наказание за кражу электронных денег

С инициативой выступила группа депутатов и сенаторов. Предлагается прописать в ряде статей УК специальные дополнения, по которым хищения денег в электронном режиме (с банковских карт и счетов, а также из электронных кошельков) будут караться строже.

Например, за мошенничество с использованием чужой или поддельной банковской карты, когда преступник обманул сотрудника банка, предлагается сажать на срок до трех лет. Сегодня лишения свободы по этой статье не предусмотрено.

Если же деньги с банковского счета или из электронного кошелька были похищены в режиме онлайн, скажем, с помощью чужих паролей, наказание планируется предусмотреть до пяти лет лишения свободы.

При этом надо заметить, что иногда хищение денег с банковских карт и электронных кошельков считается мошенничеством, а иногда воровством. Грубо говоря, если преступники кого-то обманули, это мошенничество. Если же прямо залезли в карман – это кража.

Проект предлагает внести такие поправки в статью 158 УК, по которым воровство электронных средств будет наказываться сроком до шести лет лишения свободы. А в каждом конкретном случае следствие и суд будут разбираться, что произошло – кража или мошенничество.

По словам авторов проекта, введение новых норм позволит буквально ловить электронных воров за руку. На юридическом языке это означает: наказывать за приготовление к совершению преступления. То есть вор реально собирался украсть деньги, но по каким-то причинам у него не вышло. В том числе потому, что банки проявили бдительность, а правоохранители хорошо сработали.

Как поясняют авторы проекта, согласно действующим уголовным нормам ответственность за приготовление к преступлению наступает только при совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Поэтому проект повышает тяжесть электронных преступлений.

Председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев в беседе с корреспондентом назвал идею заслуживающей обсуждения.

«Но инициативу надо тщательно проработать. Правительство страны и Верховный суд России высказали ряд замечаний, которые, безусловно, должны быть учтены, – сказал он. – В любом случае для качественного регулирования отношений в условиях цифровой экономики необходимы в целом системные решения. Именно разработкой таких предложений и занимается сейчас АЮР». По его словам, сегодня в целом остро назрела необходимость разработки новых норм для регулирования цифровой экономики.

«Напомню, эти вопросы были среди ключевых на недавно прошедшем юридическом форуме БРИКС, – сказал Владимир Груздев. – Было решено создать международную рабочую группу, которая будет вырабатывать единые подходы по правовому регулированию цифровой экономики в странах БРИКС. Особая тема  защита граждан в новых условиях, когда расчеты все чаще становятся электронными и многие отвыкают носить в кошельке бумажные деньги. На форуме представители МВД России отметили, что за четыре года число преступлений в сфере IT-технологий выросло в шесть раз».

У преступников разные методики. Одни используют вирусы, ворующие пароли с чужих гаджетов. Другие втираются в доверие к людям, заставляя называть коды. Причем такие преступления можно совершать из любой точки мира.

«Подобные хищения имеют скрытый характер и достаточно сложны в раскрытии, поскольку мошенниками используются длинные цепочки перевода денег, – говорит правозащитник Александр Хуруджи. – Кроме того, правоохранительным органам сложно, а подчас невозможно определить место совершения преступления». По его словам, банки и системы электронных денег должны компенсировать незаконные списания денежных средств, но на практике они отказываются это делать, аргументируя свою позицию тем, что при осуществлении переводов средств были введены корректные логины и пароли без признаков взлома. «По оценкам экспертов, размер похищенных денег с банковских счетов и электронных кошельков в 2016 году превысил 1 млрд рублей и продолжает расти», – говорит Александр Хуруджи.

Источник использованной фотографии

Источник: "Российская газета"