Преступников собираются отправлять в колонии, расположенные в регионах проживания их близких родственников. Но этими послаблениями не смогут воспользоваться приговоренные к пожизненному заключению за терроризм и особо тяжкие преступления. Такие поправки в Уголовно-исполнительный кодекс обсудили на заседании Правительства 18 июля. Ранее, 17 июня, они были одобрены Комиссией кабмина по законопроектной деятельности.
Возможность вернуться к нормальной жизни
По Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года, чтобы сохранить социальные связи осужденных, нужно дать возможность родственникам чаще их навещать. Проще всего это сделать, если исправительное учреждение расположено недалеко от места жительства семьи. Для того чтобы преступник был направлен в колонию или тюрьму в тот регион, где живут его близкие, Минюст разработал поправки в Уголовно- исполнительный кодекс. Согласно им, чтобы перевести заключённого в исправительное учреждение рядом с местом проживания родственников, необходимо:
- письменное заявление самого отбывающего наказание либо его согласие и заявление одного из близких;
- наличие возможности такого размещения и положительного решения по данному вопросу федерального органа УИС.
При нехватке мест в указанном регионе гражданина могут направить в колонию соседнего субъекта Федерации.
«Сейчас люди, которые нарушили закон, отбывают наказание в колониях, зачастую расположенных за тысячи километров от дома с учетом масштабов нашей страны, – констатировал председатель Правительства РФ, председатель Попечительского совета АЮР Дмитрий Медведев, открывая заседание Правительства 18 июля. – Огромные расстояния исключают возможность их общения с семьей. Но для таких осужденных общение, связь с семьей — это, безусловно, способ социализации, возможность вернуться к нормальной жизни».
Право отбывать наказание «рядом с домом» предоставят почти всем заключенным, пообещал премьер-министр. Не смогут воспользоваться им лишь приговоренные к пожизненному лишению свободы за преступления, связанные с терроризмом и особо тяжкие преступления.
Как прокомментировал председатель Правления АЮР, член Правительственной комиссии по законопроектной деятельности Владимир Груздев, инициатива создает правовой механизм для перевода осужденного по его желанию в колонию другого региона – ближе к дому, где живут родные. «Осужденные или их близкие родственники получат право обращаться с соответствующим ходатайством. Право на перевод не будет безусловным, однако важно, что у должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний появятся основания для перевода осужденных в том случае, когда это позволит решить социальные вопросы: поддержать семейные связи заключенного, сохранив его контакт с родными и близкими. Это позволит повысить шансы на последующую ресоциализацию человека, и в любом случае облегчит его пребывание в заключении», – рассказал Владимир Груздев.
Устранение коррупционных факторов
Законопроект — важный шаг к гуманизации уголовно-исполнительного законодательства, поддержала поправки первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.
«Документ разработан при активном участии уполномоченного при Президенте РФ по правам человека Татьяны Москальковой. Также сама идея отбывания заключенных рядом с местом проживания родственников выражалась в решениях Европейского суда по правам человека», – напомнила она.
По мнению члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елены Афанасьевой, смягчение условий наказания поможет сохранить многие семьи: «Легче будет поддерживать связи между родителями и детьми, мужьями и женами – ведь нередко после суда и отправки человека в колонию люди разводятся, в том числе из-за того, что нет возможности чаще навещать близких в исправительном учреждении».
В то же время она полагает, что каждый случай гуманизации нужно рассматривать индивидуально, с учетом степени тяжести совершенных правонарушений.
«Иногда такие – даже экономические! – преступления совершают и такое влияние оказывает человек на организованную преступность, что, даже сидя за решеткой, он продолжает управлять этими людьми. И, конечно, в таких случаях он должен быть максимально изолирован, чтобы не оказывать давления на оставшихся на свободе», – уверена сенатор.
Тем не менее Елена Афанасьева видит в законопроекте существенный антикоррупционный фактор.
«Если по закону будет возможность отбывать наказание в своем регионе, родственникам не придется бегать и давать взятки ради такого решения. Или как раньше было: сидит на одной зоне, а потом с помощью неких переводов он оказывается у себя в регионе. И мы понимаем, что, наверное, какой-то элемент материальной составляющей для решения этого вопроса тоже был», – отметила она.
Источник использованного изображения
Источник: Парламентская газета