9 октября 2017 года состоялось заседание Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, в котором принял участие председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Члены Комиссии одобрили законопроект, направленный на противодействие несанкционированным операциям с использованием систем дистанционного банковского обслуживания
Законопроект направлен на создание механизма противодействия совершению несанкционированных операций по списанию денежных средств со счетов клиентов кредитных организаций посредством информирования клиента о выявленных признаках несанкционированных операций и получения согласия на дальнейшее проведение операций при выявлении таких признаков, а также приостановления несанкционированных операций оператором по переводу денежных средств.
Цель предлагаемых законодательных новелл – создать дополнительные правовые условия для предотвращения несанкционированных операций, совершаемых с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, предотвращать потери денежных средств кредитных организаций с банковских счетов юридических и физических лиц.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части противодействия хищению денежных средств)» внесён Минфином России.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста несанкционированных операций, совершённых с использованием систем дистанционного банковского обслуживания.
По информации Банка России, в 2016 году было совершено около 300 тыс. несанкционированных операций с использованием платёжных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, на общую сумму более 1 млрд рублей. При постепенном сокращении доли несанкционированных операций с использованием банкоматов и платёжных терминалов наблюдается устойчивый рост несанкционированных операций с помощью интернета и устройств мобильной связи.
В 2016 году в Банк России была представлена информация о 717 несанкционированных операциях со счетов юридических лиц на общую сумму 1,89 млрд рублей. При этом более 50% всех попыток осуществить несанкционированный перевод денежных средств со счетов юридических лиц прошли успешно, т.е. денежные средства были списаны со счёта клиента полностью или частично.
По прогнозам Банка России и экспертов, в 2017–2018 годах ожидается дальнейший рост числа атак на счета клиентов, в том числе через платёжные системы, платформы для оплаты госуслуг, средства мобильной связи и системы дистанционного банковского обслуживания.
Законопроект направлен на создание механизма противодействия совершению несанкционированных операций по списанию денежных средств со счетов клиентов кредитных организаций посредством информирования клиента о выявленных признаках несанкционированных операций и получения согласия на дальнейшее проведение операций при выявлении таких признаков, а также приостановления несанкционированных операций оператором по переводу денежных средств.
Предлагается, в частности, дополнить Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» новой статьёй – «Признаки совершения перевода денежных средств без согласия клиента и порядок действий оператора по переводу денежных средств при их выявлении».
Предусматривается, что обязательные признаки совершения перевода денежных средств без согласия клиента будут устанавливаться Банком России. Поскольку перечень основных признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика не является универсальным, предусматривается право кредитных организаций в зависимости от их деятельности самостоятельно устанавливать дополнительные признаки совершения такого перевода денежных средств в соответствии с требованиями Банка России.
Также предлагается установить обязанность кредитной организации при выявлении признаков перевода денежных средств без согласия плательщика незамедлительно запрашивать подтверждение клиента о возможности исполнения распоряжения.
Действующим законодательством предусмотрены механизмы, обеспечивающие правовую защиту интересов клиентов банков – физических лиц в случаях своевременного информирования о переводе денежных средств без их согласия. При этом правовой механизм приостановления перевода денежных средств клиентов – юридических лиц не определён, что не позволяет предотвращать их убытки даже в случаях своевременного направления сообщения об отсутствии согласия клиента на перевод денежных средств.
Законопроектом устанавливается порядок действий кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя денежных средств, по возврату денежных средств при получении от плательщика – юридического лица уведомления о списании денежных средств без его согласия.
Цель предлагаемых законодательных новелл – создать дополнительные правовые условия для предотвращения несанкционированных операций, совершаемых с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, предотвращать потери денежных средств кредитных организаций с банковских счетов юридических и физических лиц.
Также Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о совершенствовании контроля за использованием физическими лицами анонимных электронных средств платежа.
Законопроектом предлагается установить запрет на снятие наличных денежных средств с помощью анонимных электронных средств платежа. При этом предусматривается, что находящиеся на них остатки денежных средств физического лица по его распоряжению могут быть переведены на счёт юридического лица, индивидуального предпринимателя, на счёт этого физического лица, а также на исполнение его обязательств перед кредитной организацией. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность борьбы с финансированием противоправной и преступной деятельности с использованием неперсонифицированных электронных средств платежа.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О национальной платёжной системе"» внесён Минфином России.
Законопроект направлен на совершенствование контроля за анонимными платежами, осуществляемыми физическими лицами с использованием неперсонифицированных электронных средств платежа.
В настоящее время анонимные электронные средства платежа широко используются в противоправных и преступных целях, в том числе для обналичивания денежных средств, полученных преступным путём. При этом установить конечного получателя денежных средств, а также цель и назначение перевода затруднительно, а в ряде случаев невозможно.
Законопроектом предлагается установить запрет на снятие наличных денежных средств с помощью анонимных электронных средств платежа. При этом предусматривается, что находящиеся на них остатки денежных средств физического лица по его распоряжению могут быть переведены на счёт юридического лица, индивидуального предпринимателя, на счёт этого физического лица, а также на исполнение его обязательств перед кредитной организацией.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность борьбы с финансированием противоправной и преступной деятельности с использованием неперсонифицированных электронных средств платежа.
Данные законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.
Источник использованной фотографии
Источник: Сайт Правительства России