Новости

Поздравляем Наталью Третьяк с днем рождения!

17 июня день рождения отмечает Наталья Третьяк, Первый вице-президент АО «Газпромбанк», член Правления Ассоциации юристов России.

АЮР поздравляет Наталью Владимировну:

Ваш энтузиазм, профессионализм и энергия служат примером для членов Ассоциации и всех, кому довелось с Вами работать.

Ассоциация юристов России с благодарностью отмечает Ваш вклад в укрепление и развитие организации. 

Пусть постоянным источником Вашей энергии будут теплые слова коллег, друзей и близких. 

Искренне желаем Вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, исполнения намеченных планов и всего наилучшего!


Публикуем интервью с Натальей Владимировной.

Наталья Третьяк: «Готовность нести ответственность за принятые решения — одно из важнейших качеств юриста»

— Наталья Владимировна, Вы родились в Ленинградской области, расскажите о своем детстве: насколько город, семья, окружение повлияли на то, как сложилась Ваша судьба?

— Мне повезло родится в семье, в которой мнение каждого, даже самого юного члена семьи было важным и значимым. Думаю, что это во многом определило мой будущий выбор профессии. Конечно, большое влияние не только на меня, но и в целом на мое поколение оказало и время нашего взросления, оно проходило в эпоху «Пересторойки». Я с теплотой вспоминаю этот период. Страна жила в   предчувствии долгожданных перемен, горячо обсуждались идеи правового государства, экономических и политических свобод. Все это создавало особую атмосферу и в школе.  Помню захватывающее ощущение содружества ребят и учителей, нам было интересно вместе. Нас учили думать, принимать решения, брать на себя ответственность. Во многом это те качества, которые, я считаю, характерны для человека с правовым сознанием, для юриста вообще. Уверена, что умение правильно оценивать последствия принимаемых решений и готовность нести за них ответственность — одно из важнейших качеств любого юриста.

— То есть еще в школьном возрасте Вы так ответственно отнеслись к выбору профессии юриста?

— Для меня был важен выбор профессии. Я много размышляла на эту тему, примеряя к себе различные специальности.  Но понимание, что этот выбор будет юриспруденция, пришло не сразу и довольно неожиданно. Хорошо помню этот момент: все случилось в лагере пионерского и комсомольского актива в Ленинградской области «Зеркальный». Это замечательный детский центр, который   и сегодня помогает детям и подросткам   найти свои сильные стороны и раскрыть свои таланты. Мы дежурили, с тремя подружками, подметали хоздвор, и одна из девочек сказала, что хочет в будущем поступить на юридический факультет ЛГУ. Наверное, это и называется озарением, тогда я поняла, что нашла свою профессию. Так оно и получилось. Получается, что на хоздворе лагеря «Зеркальный» я приняла одно из самых важных решений в моей жизни.

— Происходили ли во время учебы в университете какие-либо значимые события, которые запомнились Вам на всю жизнь?

— Годы обучения в университете проходили в достаточно тяжелый, но уникальный и интересный период. Перестроечная эйфория постепенно ушла, СССР распался, происходило становление нового государства. Все это сопровождалось с одной стороны тяжелейшим экономическим кризисом, с другой процессом невероятно увлекательным и захватывающим для любого, особенно начинающего, юриста - кардинальным изменением правовой системы: сломом старой и построением новой, под задачи нового государства. Мне посчастливилось учиться и начинать свою профессиональную карьеру юриста именно в этот период. Безусловно, данный фактор позитивно отразился и на качестве юридического образования, и на понимании профессии в целом. Например: мы начинали изучать советское законодательство, промежуточные   экзамены сдавала по законодательству РСФСР, потому что Союз   к этому моменту уже распался, а государственные экзамены и дипломную работу писали уже по законодательству Российской Федерации. Понимание   и знание фактически трех разных правовых систем, безусловно, повышало профессиональный уровень выпускников юрфака того времени. Мне, как и большинству моих сокурсников, приходилось совмещать обучение в университете с работой. Напомню, экономическая ситуация была тяжелейшая, многие, как говорится, едва сводили концы с концами. Тем не менее, с точки зрения личностного и профессионального роста это был очень благодатный период. Мы только были не только свидетелями, а иногда и участниками формирования нового законодательства, но и практически моментально начинали применять новые нормы в своей практической деятельности. Моему поколению очень повезло, современные студены вряд ли смогут получить подобный опыт.

— Работа во время учебы помогала или наоборот мешала?

— Конечно, работа помогала. Теория была неразрывна с практикой и наоборот. Часто на семинарах в университете мы разбирали не придуманные, а реальные дела, в которых принимали непосредственное участие. Это делало учебный процесс более увлекательным и эффективным, а также было хорошим подспорьем в работе. 

— Вы, наверное, сразу почувствовали себя профессионалом?

— Более того, к окончанию университета я ощущала себя «крутым» специалистом. Конечно, отчасти такая оценка базировалась на юношеском максимализме. Тем не менее, полученные в университете знания, соединенные с практическим опытом, позволили мне на момент окончания университета понимать и выбирать, чем мне интересно заниматься, а чем нет. Как результат - через пару лет после окончания вуза мне предложили достаточно высокую должность заместителя председателя Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга. И произошло это во многом благодаря моей основной профессии, юриспруденции. По счастливому стечению обстоятельств я пришла в систему образования в то время, когда только был принят Закон об образовании. Это было новым для российской школы. Учебные заведение стали полноправным участником широкого спектра правоотношений в различных отраслях права. Очень многое было «вновь»: например, образовательные учреждения приобрели статус юридических лиц, получили вещные права, которыми раньше не обладали, стали выступать участниками гражданско-правовых сделок, школам были предоставлены права работодателей, появились совершенно новые процедуры, такие как лицензирование и аккредитация и многое другое. Сейчас может показаться странным, но в советский период образовательные учреждения, если можно так выразиться, были абсолютно бесправны. Например, школа или детский сад не имели права принимать на работу учителей или воспитателей. Это за них делал вышестоящий орган управления образованием. Процесс становления правовых отношений в системе образования способствовал моему карьерному росту именно в этой сфере.

— Как Вы считаете, уровень юридического образования в нашей стране вырос по сравнению с тем временем, когда учились Вы?

— Хороший вопрос. Но, наверное, я не смогу на него однозначно ответить. Когда я была студенткой, мне казалось, что нас недостаточно хорошо учат и, что должны применяться более высокие требования. А после окончания университета пришло понимание того, что мы получили образование, позволяющее быть эффективным во многих сферах жизни, не только юриспруденции. С нами работали блестящие преподаватели.  Студенты могли обсудить с ними и учебный материал, и разобрать конкретные дела, с которыми сталкивались в практической работе, и даже порассуждать о разных житейских ситуациях. Я с удовольствием и с благодарностью вспоминаю о своих учителях. Со многими теплые отношения сохранились до сих пор.

— Как бы Вы охарактеризовали профессию юриста?

— Я считаю, что юридическая профессия универсальна, она позволяет человеку реализовать совершенно разные способности. Спектр юридических профессий достаточно широк. Для каждого характера и типа личности найдется применение. Да и за рамками чисто юридических специальностей для человека с юридическим образованием много возможностей. 

— Вы сменили работу в сфере юриспруденции на аппаратную…

— Я бы не сказала, что сменила, скорее в моей работе появились дополнительные аспекты. Юридическое образование, имеет, так сказать «побочный эффект» - оно формирует навык принятия решений. А это очень важное качество для любого руководителя. Обратите внимание, сколько глав государств имеют юридическое образование. Мне кажется, это обусловлено тем, что юриспруденция заставляет думать, анализировать, не делать поспешных выводов, просчитывать последствия любых действий, принимать на себя ответственность. Эти качества одинаково важны как для хорошего юриста, так и для руководителя и госслужащего. Для меня переход с чисто юридической работы в сферу государственного управления не был тяжелым. Кроме того, на протяжении всего периода госслужбы, помимо прочих, в круг моих обязанностей входили вопросы нормотворчества и правого обеспечения.  

— Сейчас Вы первый вице-президент «Газпромбанка». Расскажите об этом новом виде Вашей деятельности, и вообще, новая ли она?

— Новая и невероятно интересная. Многие не догадываются сколько возможностей для развития образовательного учреждения могут создать современные банковские продукты. Например, реализуемый Газпромбанком проект «Кампусная карта студента», позволяет создать в вузе совершенно другую информационную среду. «Кампусная карта студента» это не только универсальный платежный инструмент, но и целая система предоставления и учета различных образовательных и социальных сервисов: контроль доступа в учреждение, читательский билет, зачетная книжка, студенческий билет, льготное питание и много другое. И таких примеров много.

— Как бы Вы охарактеризовали современное юридическое образование?

— В последнее время повышению качества юридического образования много уделяется внимания и со стороны государственных органов, и со профессиональным сообществом. Ассоциация юристов России одной из первых ввела институт общественной профессиональной аккредитации образовательных учреждений и стала активно сотрудничать с Рособрнадзором в оценке качества профессионального и высшего образования. Это помогло повысить качество юридического образования, и прекратить деятельность значительного числа «псевдоюрфаков».

— Какова роль Ассоциации юристов России в целом, какие еще направления деятельности есть в этой организации?

— Если вернуться к вопросам образования, безусловно, это участие Ассоциации в разработке федеральных государственных образовательных стандартов. Действующие ФГОСы прошли экспертизу и согласование с Ассоциацией. Достаточно перспективной будет работа по развитию общественно-профессиональной сертификации юристов. Подобный механизм успешно работает в сфере адвокатуры и нотариата, в судейском сообществе. Убеждена, что общественно-профессиональная сертификация будет востребованы и в других сферах, в том числе при подготовке юристов, работающих в области гражданского законодательства и корпоративного сектора. Ассоциация активно участвует в законопроектной работе. Представители Ассоциации входят в состав Правительственной комиссии по законопроектной деятельности, что позволяет выразить консолидированное профессиональное мнение по всему спектру законодательных инициатив Российской Федерации. Кроме того, большое внимание уделяется правовому просвещению населения, мы активно участвует в оказании бесплатной юридической помощи. Ассоциация ежегодно проводит Всероссийского правового (юридического) диктанта и осуществляет широкий спектр мероприятий по повышению престижа юридической профессии. И это далеко не все направления деятельности Ассоциации юристов. Уверена, что у Ассоциации юристов России большое будущее и блестящие перспективы. Пользуясь случаем, приглашаю в наши ряды молодых и амбициозных юристов.

Источник интервью: журнал Юридический мир