Новости

В Госдуму поступили поправки к Главе 5 Конституции Российской Федерации

Сегодня в профильный Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поступили поправки ко второму чтению законопроекта № 885214-7 о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

Поправки внесены группой депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, которые входят в Рабочую группу по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию: сопредседателем АЮР Павлом Крашенинниковым, членом Попечительского совета АЮР Андреем Клишасом, Константином Косачевым, Андреем Макаровым, Светланой Горячевой, Алексеем Пушковым, Ярославом Ниловым, Галиной Хованской и другими парламентариями.

Поправками предлагается внести изменения в Главу 5 «Федеральное Собрание» Конституции Российской Федерации.

Павел Крашенинников сообщил, что эти поправки были подготовлены на основании предложений членов Рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Обсуждение текста поправок состоялось в понедельник 10 февраля в рамках специализированной подгруппы по федеральным органам законодательной и исполнительной власти. После этого поддержанные поправки обсуждались на общем заседании Рабочей группы, которое состоялось сегодня.

В целях совершенствования политической системы сдержек и противовесов поправками предлагается скорректировать и дополнить конституционные нормы о порядке формирования Совета Федерации, о полномочиях и вопросах ведения палат Федерального Собрания, а также поднять на конституционный уровень некоторые важные положения, которые сейчас содержатся в законах.

1. Предлагается закрепить в Конституции следующие нормы, которые в настоящее время действуют на уровне федеральных законов и регламентов палат Федерального Собрания:

1) Нормы о парламентском контроле. Предлагается указать в новой статье 130.1 Конституции, что Совет Федерации и Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять запросы в государственные органы и органы местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Уточняется, что порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания;

2) В статье 102 Конституции предлагается закрепить положение о том, что к ведению Совета Федерации относится заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации;

3) В статье 103 Конституции предложено закрепить положение о том, что Государственная Дума заслушивает ежегодные отчеты Центрального Банка.

2. С учетом того, что Государственная Дума наделяется дополнительными полномочиями по утверждению Председателя и членов Правительства РФ (согласно законопроекту, одобренному в первом чтении), предлагается передать полномочия по назначению и освобождению от должности Председателя Счетной палаты - Совету Федерации. А вопрос назначения и освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты предлагается отнести к компетенции Государственной Думы. Таким образом, эти полномочия перераспределяются между палатами Федерального Собрания. При этом они будут осуществляться в действующем порядке - по представлению Президента.

3. Предлагается внести изменения в порядок формирования Совета Федерации (статья 95).

1) В настоящее время Совет Федерации комплектуется представителями регионов, а также право вносить свои кандидатуры есть у Президента. Сейчас президентская норма составляет не более 10% (т.е. 17 человек – представителей Российской Федерации). Поправками предлагается увеличить президентскую норму до 30 человек, из которых 7 представителей могут быть назначены Президентом пожизненно из числа граждан, имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Это могут быть, к примеру, выдающиеся ученые, врачи, деятели культуры, общественные деятели и т.п. «Для остальных представителей Российской Федерации в верхней палате парламента предлагается установить срок полномочий шесть лет», - сказал Павел Крашенинников.

2) Кроме того, согласно поправкам, в Совет Федерации смогут пожизненно входить бывшие президенты Российской Федерации – после окончания срока своих полномочий, либо после досрочного прекращения полномочий в случае отставки. При этом за ними сохраняется право отказаться от полномочий члена Совета Федерации.

Павел Крашенинников сообщил, что вышеуказанные предложения были инициированы членами Рабочей группы исходя из изучения опыта работы верхних палат парламента в различных странах.

Он отметил, что Совет Федерации является органом федеральной власти в России, который не имеет сроков полномочий, а функционирует в системе ротации. В его ведение входят не только законодательные и представительные функции, но и важные кадровые вопросы, решения в области безопасности, поэтому укрепление федеральной составляющей, в том числе, за счет представителей РФ в лице выдающихся государственных и общественных деятелей, будет отвечать целям и задачам верхней палаты парламента.

Отдельно Павел Крашенинников подчеркнул целесообразность включения в сенаторы бывших глав государства, поскольку люди, занимавшие такой пост, имеют колоссальный опыт и знания, что может приносить очевидную пользу в рамках работы Совета Федерации.

4. В статью 102 Конституции о вопросах ведения Совета Федерации вносятся поправки корреспондирующего характера:

1) в соответствии с одобренным ранее предложением о порядке назначения на должность прокуроров. Указывается, что к ведению Совета Федерации относится проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров;

2) раскрывается норма о прекращении полномочий судей КС, ВС, апелляционных и кассационных судов. Законопроектом, одобренным в первом чтении, было предложено сделать эти процедуры более публичными, отнеся их к ведению Совета Федерации.

Поправками уточняется, что эти нормы распространяются на Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судей КС; Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС; а также председателей, заместителей и судей кассационных и апелляционных судов. Прекращение их полномочий возможно по представлению Президента, в соответствии с федеральным конституционным законом, в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных ФКЗ случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.