Президентские поправки к 282 статье УК РФ больше не позволят правоохранительным органам "штамповать" уголовные дела за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, при этом позволят соблюсти принцип неотвратимости наказания, считают эксперты, опрошенные РАПСИ.
В начале июня член Общероссийского народного фронта (ОНФ), депутат Сергей Шаргунов во время программы "Прямая линия с Владимиром Путиным" обратился к президенту с предложением о пересмотре практики применения статьи 282 УК РФ. В середине сентября в рамках выполнения поручения главы государства ОНФ представил доклад о правоприменительной практике понятий "экстремистское сообщество" и "преступление экстремистской направленности", в подготовке которого участвовали все заинтересованные лица, в том числе представители научного и адвокатского сообщества, Генпрокуратуры, Верховного суда, Совета по правам человека и журналисты. Изучив доклад, Путин выступил с инициативой о введении административной преюдиции — частичной декриминализации части 1 статьи 282 УК РФ.
Фильтр уголовной системы
Старший партнёр бюро "Коблев и партнёры", адвокат Кирилл Бельский призывает положительно оценивать президентские поправки, устанавливающие административную преюдицию для так называемых "дел о репостах". "Во-первых, такой закон, устрашающий преступность деяния, позволит выйти из тюрем уже осуждённым, большинство из которых люди совсем не криминального склада. Во-вторых, гуманистический подход, при котором впервые преступивший закон человек подвергается административному наказанию, и лишь после второго и далее нарушения ответственность становится уголовной, мне очень импонирует. Это своего рода фильтр, отсеивающий от жернов уголовной системы человека, чьи деяния не были общественно-опасны и не повлекли серьезных последствий. Часто такие действия совершаются именно от незнания закона и непонимания грозящей ответственности. Если же такой человек снова нарушит закон, то он, вероятно, может быть опасен для общества, и тогда вступают в действие уголовно-правовые механизмы", — считает Бельский.
Адвокат столичной коллегии адвокатов "Барщевский и Партнеры" Дмитрий Палатов называет правильным и гуманным решение о частичной декриминализации 282 статьи УК РФ. Эксперт также считает, что большинство людей совершают действия, указанные данной статьей, абсолютно необдуманно. "Многие просто не понимают возможного возникновения вполне отрицательного для них последствия, а именно судимости. Вышеуказанное преступление тонко граничит с экстремизмом, то есть когда от недопустимых публичных высказываний и демонстраций вражды или ненависти злоумышленники переходят к активным действиям, которые могут подрывать государственный строй и общественную безопасность. И тогда, конечно, ни о какой административной ответственности идти речи не может. Но, если говорится о первом проступке, совершение которого не столь опасно для общества, то привлекать сразу к уголовной ответственности, с точки зрения справедливости и гуманизма — нецелесообразно. Вполне реально ограничиться административным наказанием", — сказал Палатов. По мнению адвоката, абсолютно неприемлемыми и абсурдными являются обвинительные приговоры, периодически выносимые судами за размещение в интернете фотографий, картинок или просто чьих-то надписей, содержащих ненависть или угрозы, "которые зачастую глупы и голословны".
Декриминализация с принципом неотвратимости
Юрист АБ "Леонтьев и партнеры" Илья Матиев уверен, что внесенный президентом законопроект является продолжением политики государства по изменению негативной практики привлечения к ответственности по преступлениям, предусмотренным статьей 282 УК РФ. "В сентябре этого года изменения в судебную практику внес Верховный суд РФ, дополнив свое Постановление от 2011 года новыми пунктами для привлечения лиц к ответственности, теперь очередь дошла и до законодательного уровня. В целом, считаю, что внесенные президентом поправки способны изменить устоявшеюся ранее тенденцию. То, что в случае первого правонарушения ответственность переходит с уголовной плоскости в административную, безусловно, является положительным аспектом. Тем самым правоохранительным органам теперь будет невозможно "штамповать" дела по статье 282 УК РФ", — сказал Матиев, добавив, что принятие данного законопроекта должно положительно сказаться на обвиняемых, подсудимых и уже осужденных по этой статье, так как после вступления в силу поправок уголовные дела должны быть прекращены, а обвинительные приговоры отменены.
Член Ассоциации юристов России, президент юридической компании "Евразийское право" Николай Ибраев соглашается с предложением о декриминализации статьи 282 УК РФ сразу по нескольким основаниям: "Из проведённого анализа правоприменительной практики следует, что не во всех случаях привлечение к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные частью первой статьи 282, является обоснованным. Декриминализация не подразумевает освобождение от ответственности, а будут возбуждаться административные дела в том случае, если преступление по 282 статье совершено однократно и не представляет серьёзной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства. Однако, если гражданин в течение года дважды нарушит 282 статью, будет возбуждено уголовное дело. Из этого следует, что принцип неотвратимости наказания будет соблюдён", — рассказал Ибраев.
Член АЮР, адвокат Антон Баумштейн "целиком и полностью" поддерживает решение президента, напоминая, что данный вопрос уже давно стоял на повестке дня юридического научного сообщества.
"Считаю, что данное решение направлено не только на гуманизацию уголовного законодательства РФ. Очень часто привлечение лиц по данной статье являлось необоснованным. В их действиях отсутствовали или были незначительными характер и степень общественной опасности. Но, формально, диспозиция статьи 282 УК РФ давала правоохранительным органам основания привлечения к уголовной ответственности данных лиц. Надеюсь, что Федеральное Собрание поддержит положительную и своевременную инициативу президента", — сказал Баумштейн.
Ограничение на пути репрессий
Адвокат Алексей Мельников приветствует инициативу главы государства, поскольку всегда выступает за декриминализацию таких "резиновых" составов, которые могут произвольно толковаться должностными лицами правоохранительных органов. "Эта статья очень оценочная, что плохо в нашей ситуации. Бояться ее не приходилось бы, если бы мы могли быть уверены в объективности суда, но это не всегда так. При этом не стоит забывать, что бывают реальные случаи, когда возбуждается ненависть и вражда, и тогда это может быть преступлением, безусловно. Сам принцип применения уголовного наказания в случае повторного совершения деяния является разумным, но, я допускаю, что иногда и впервые совершенные действия могут быть такими грубыми, что для наказания достаточно и одного раза. Предлагаемые изменения не отвечают на вопрос, что будет, если уже при первом распространении эти действия приведут к тяжелым последствиям. К примеру, в прессе выйдет статья с призывом бить и гнать, и кто-то прочитает и начнет действовать, а мы этого автора просто оштрафуем. Если этот момент тоже будет как-то отражен в статье, то, бесспорно, сама идея декриминализации применения статьи по совершенно нелепым поводам — очень верное решение. Это серьезное ограничение на пути репрессий против любых людей, высказывающих свое мнение в некорректной форме и не желающих совершить преступление. Я однозначно поддерживаю президента", — заключил Мельников.
Адвокат юридической фирмы "ЮСТ" Евгений Розенблат "слышит" в законопроекте "нотки гуманизации", но опасается переоценить изменения.
"В боксе есть прием "сайд-степ". Как правило, он представляет собой шаг в сторону с последующим жестким ударом. Вот есть некоторое ощущение "сайд-степа". По меньшей мере видятся два опасения: во-первых, за безобидные картинки, мемы, репосты любой может быть привлечен к административной ответственности, что тоже малоприятно. Во-вторых, что мешает правоохранителю быть более последовательным в своих действиях: сначала привлечь интернет-пользователя к административной ответственности, выполнив "программу минимум", а после — к уголовной. Формально для выполнения приведенного сценария достаточно того, чтобы у будущего субъекта преступления были размещены две картинки, два мема, два репоста или любая их комбинация — главное, чтобы больше одного. Почва для злоупотреблений правоохранителей, на мой взгляд, остается", — рассуждает Розенблат.
Эксперт полагает, что следует руководствоваться разъяснениями, приведенными Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.06.2011 № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". "В частности, что критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды. Не стоит забывать и положения части 2 статьи 14 УК РФ, в соответствии с которыми не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Свобода мысли и слова все-таки одна из основных конституционных гарантий", — сказал собеседник агентства.
Адвокат, партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин считает, что в любой декриминализации есть положительные моменты, и изменения, предложенные президентом, не являются исключением. "Это правильный шаг, учитывая порочную судебную практику по указанному составу, когда практически любого блогера, "перепостившего" картинку, привлекали по части 1 статье 282 УК РФ, даже не обращая внимания на запись, сделанную им под этим фото. А эта запись очень часто исключала наличие самого состава, на что правоохранительные органы или суд закрывают глаза. Теперь, согласно законопроекту, привлечь к уголовной ответственности за действия, направленные на разжигание ненависти или вражды, можно будет только при условии, что субъект преступления был привлечен к административной ответственности в течение последнего года за аналогичное правонарушение. Недавно, кстати, аналогичным изменениям подверглась и статья 116.1 УК РФ (побои).
Таким образом, законодатель хочет установить административную преюдицию как основание для привлечения к уголовной ответственности. Но с точки зрения теории уголовного права такая тенденция неверна. Повторные правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность, должны влечь за собой более строгую, но, здесь внимание, административную ответственность", — полагает Добрынин.
Источник: РАПСИ