Новости

Первый Профессорский форум «Проблемы современной науки и высшего образования: новые вызовы»

В Российском университете дружбы народов 1 февраля прошел Первый Профессорский форум «Проблемы современной науки и высшего образования: новые вызовы», в котором приняла участие делегация Якутского регионального отделения Ассоциации юристов России.

Форум собрал для профессиональной дискуссии о проблемах отечественного образования и науки около 1 000 представителей ведущих вузов страны, федеральных министерств и департаментов, гостей из Франции, США, Казахстана, Белоруссии, Украины и Таджикистана, руководителей региональных отделений Российского профессорского собрания. Основной повесткой стало обсуждение формирования стратегии развития образования и науки до 2030 года.

Члены делегации АЮР отметили, что присутствие в зале более 70 ректоров крупнейших образовательных центров России определило исключительно высокий уровень компетентности в поиске путей развития отечественной интеллектуальной сферы. Этот факт был особо отмечен в приветствии форуму, направленном заместителем председателя Правительства Российской Федерации Ольгой Голодец. «Ваше мероприятие собрало лучших представителей научной элиты, которые продолжают многое делать для системы образования в стране», – подчеркивалось в обращении вице-премьера.

Вопросы модернизации образовательной системы, формирования полноценной университетской среды, повышения конкурентоспособности отечественного образования прозвучали в выступлениях 45 спикеров форума.

Так, ректор Российского университета дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации Владимир Филиппов подчеркнул значение форума для формирования системы представительства интересов работников высшей школы, отстаивания их интересов во взаимодействии с государством и обществом. Экс-министр образования отметил принципиальную задачу не только критиковать федеральное министерство образования, но и предлагать идеи и решения, вовлекать чиновников в обсуждение проблем и вопросов, сформулировать две-три конкретные проблемы и предложить варианты их решения. Владимир Филиппов также подчеркнул, что Россия может быть сильной только тогда, когда сильными будут ее наука и образование. «Но для того, чтобы наши наука и образование были успешны и конкурентоспособны, необходимо, чтобы те, кто их создает и продолжает славные традиции, заложенные предшественниками, имели высокий социальный статус, пользовались уважением», – сказал ректор РУДН.

Председатель Комитета по образованию Совета Федерации Зинаида Драгункина обратила внимание собравшихся на то, что инициатор проведения форума – Российское профессорское собрание – в настоящее время включило в свои 72 региональных отделения лучших представителей гуманитарных и естественнонаучных отраслей знания. По ее словам, РПС объединяет под своей эгидой значительный экспертный и интеллектуальный потенциал субъектов страны, который может и должен быть востребован в решении многих насущных вопросов и проблем, связанных с развитием образовательной и научной деятельности, ускоренного формирования в России экономики знаний.

Заместитель министра образования Григорий Трубников представил в своем выступлении проект новой федеральной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2018-2025 гг.» Реализация данной стратегической инициативы Министерства образования и науки России позволит закрепить статус университетов как основной площадки подготовки кадров для науки, расширит влияние науки на общество, повысит престиж карьеры в сфере науки. Программа также нацелена на выявление талантливой молодежи, развитие социальной инфраструктуры вузов, модернизацию кампусов, строительство жилья для сотрудников. Программа предусматривает и серьезное расширение линейки грантов Российского фонда фундаментальных исследований.

Говоря о задачах, стоящих перед российским образованием, председатель Комитета Госдумы по образованию, декан факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Вячеслав Никонов отметил, что стране сегодня нужны превосходящие гуманитарные технологии: «Нужно, чтобы достижения оборонно-промышленного комплекса распространялись на все другие сферы. Нам нужно поддерживать пики и бороться с разрухой в образовании». Депутат подчеркнул, что Россия является страной с самым образованным населением в мире: по рейтингу Организации экономического сотрудничества и развития 60 % взрослого населения имеет высшее и среднее специальное образование. В последние годы в стране закрыли огромное количество вузов, не дававших образование, а просто выписывавших диплом. Однако в этой сфере есть и серьезные проблемы. Так, согласно приведенным в выступлении данным, российские вузы сегодня имеют предписаний и штрафов со стороны контрольных органов за ненадлежащее состояние площадей и помещений на сумму 54 млрд рублей, но не имеют средств, чтобы устранить эти недостатки. Помочь системе образования призван федеральный закон о научно-технологических центрах («Закон о российских кремниевых долинах»), принятый Государственной Думой в 2017 году.

Выступая с трибуны Первого Профессорского форума, ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии Игорь Мацкевич озвучил данные, согласно которым сегодня в России насчитывается 29 900 профессоров с подтвержденным статусом. Из них больше половины находятся в возрасте 60 лет. По мнению докладчика, это означает, что страну в ближайшее время ждет серьезный «профессорский кризис». Не способствует обновлению профессорского корпуса и то, что статус профессора в России принижен по сравнению с кадрами высшей школы в Европе. Так, в Германии статус профессора даже указывается в паспорте рядом с фамилией гражданина, а бюджет любого вуза строится «от профессора», т.е. сначала считается, сколько денег профессорам этого вуз нужно в год, а затем рассчитываются остальные затраты на обеспечение учебного процесса.

Приветствуя участников Первого профессорского форума, ректор Московского авиационного института, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по образованию Михаил Погосян подчеркнул, что палата как ведущая экспертная площадка и важный механизм аккумулирования и выражения интересов гражданского общества всегда открыта к взаимодействию с профессорским сообществом страны с целью повышения качества отечественного образования, решения имеющихся в этой сфере проблем.

Председатель Российского профессорского собрания, профессор МГИМО-Университета МИД РФ, член Президиума Ассоциации юристов России Владислав Гриб подчеркнул особую значимость форума как площадки взаимодействия общества, бизнеса и власти, открытого обсуждения самых сложных проблем и вопросов в сфере образовательной и научной деятельности. По мнению профессора Гриба, кроме таких крупных и резонансных мероприятий очень важен формат региональных конференций отделений РПС, проведение отраслевых и специализированных встреч для решения менее глобальных, но не менее острых проблем, стоящих перед отечественной высшей школой и наукой.

В рамках своего выступления председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), председатель Якутского реготделения АЮР, доктор юридических наук, профессор Александр Ким-Кимэн, обращаясь к своим коллегам, отметил важную роль профессорского состава в формировании личности студентов, необходимость модернизации связей университетов со школами в части самоопределения и профессиональной ориентации молодежи, а также увеличение количества часов изучения правовых дисциплин в рамках общеобразовательных предметов в действующих программах обучения студентов. «Мы должны признать, что в условиях развития современного общества укрепление социального и правового статуса профессорского сообщества, повышение его авторитета, а также поддержание его высокого профессионального и нравственного уровня невозможно без переосмысления роли профессорского состава в формировании личности современных студентов. Убежден, что мы должны стремиться к сохранению и развитию таких базовых ценностей личности, как нравственность, культура, образование, гражданственность и патриотизм. Российскому профессорскому сообществу необходимо осознать, что важно передать следующему поколению не только знания, но и богатый жизненный опыт. Это потребует от нас не только чувства ответственности, но и многого другого, включая постоянное самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование, и не только в профессиональном плане», – сказал Александр Ким-Кимэн.

Председатель Якутского регионального отделения РПС, доктор медицинских наук, профессор Дарима Гармаева, выступая перед коллегами, подчеркнула необходимость обсуждения и принятия на уровне регионов единой концепции и подхода к профессиональному самоопределению учащихся школ, образовательных институтов и представителей профессиональной среды, а также рассказала о проекте «Межрегиональное научно-образовательное сотрудничество для решения вопросов Арктики по стратегическим направлениям развития».

Кроме того, в рамках мероприятия были обсуждены вопросы интеграции образования и науки, расширения экспорта образовательных услуг, роли профессорского сообщества в повышении качества образования.

В целом проведение форума, как отметил Владислав Гриб, стало поистине историческим событием, «потому что такого в современной России еще не проводилось, учитывая, что Первый профессорский форум стал крупнейшим в России тематическим проектом, организатором которого выступили Российское профессорское собрание и Российский университет дружбы народов».

По итогам форума принята резолюция, которая будет направлена в органы государственной власти.