Новости

Павел Крашенинников разъяснил положения законопроекта о цифровых правах

19 февраля 2019 года Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел поправки и рекомендовал принять во втором чтении проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах), создающий основу для регулирования отношений в рамках цифровой экономики.

Авторами законопроекта являются председатель Государственной Думы Вячеслав Володин и председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников.

Павел Крашенинников сообщил, что законопроектом предлагается закрепить в Гражданском кодексе несколько базовых положений, отталкиваясь от которых появится возможность для законодательного регулирования рынка новых цифровых объектов экономических отношений. Фактически эти новые объекты создаются и используются – и в России, и за рубежом, но российским законодательством напрямую не регламентируются. Поэтому лица, приобретающие такие объекты, могут оказаться без правовой защиты, подчеркнул Павел Крашенинников.

«Введение в гражданское законодательство базовых понятий о цифровых объектах обеспечит правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, для предоставления защиты гражданам и организациям по таким сделкам», – сказал Павел Крашенинников.

Комитет поддержал ряд поправок ко второму чтению законопроекта, которыми, в том числе, учтены замечания Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В частности, существенно изменены нормы о цифровых правах; уточнены положения о форме сделки; исключены положения о цифровых деньгах и др.

Согласно поправкам, одобренным Комитетом, предусматриваются следующие изменения для внесения в Гражданский кодекс.

1. Закрепляется базовое понятие «цифровое право» (юридический аналог термина «токен»). С этой целью вводится новая статья 141.1 ГК РФ «Цифровые права».

Под цифровыми правами предлагается понимать особые «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу».

«Закрепление понятия “цифровое право” в Гражданском кодексе позволит определить его место в системе объектов гражданских прав, допустить оборот этого объекта, в том числе куплю-продажу, а также предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам с цифровыми правами», – отметил Павел Крашенинников.

2. Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законопроектом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров.

«В частности, предлагается приравнять к простой письменной форме сделки выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств. К примеру, на странице в сети Интернет, в приложении на смартфоне описаны условия для нажатия клавиши ОК, из которых следует, что такого нажатия достаточно для полноценного волеизъявления. Таким образом сейчас совершается значительное число волеизъявлений – с помощью нажатия клавиши на компьютере, кнопки на смартфоне, отправки смс. Все эти действия сами по себе юридически значимы, но большое их количество является еще и односторонними сделками», – отметил Павел Крашенинников.

При этом в ГК РФ устанавливается, что дистанционное выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных технических средств считается выражением воли в надлежащей письменной форме, при соблюдении двух условий:

1) используемые при волеизъявлении технические средства должны позволять воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки;

2) использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Специальные способы (биометрическая идентификация и пр.) будут необходимы в случаях, прямо предусмотренных законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.

Законопроектом дополняются правила ГК РФ:

- о форме сделок;

- о заочных собраниях – можно будет заочно голосовать с помощью электронных или других технических средств на собраниях гражданско-правовых сообществ;

- о форме договоров – для договора номинального счета и для договора страхования вводится возможность заключения не только в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, но и путем заключения или обмена электронными документами;

- закрепляется практика направления друг другу юридически значимых уведомлений не на бумаге, а с помощью электронных и других технических средств;

- отдельно указывается запрет на составление завещания с использованием электронных или других технических средств.

В результате предложенных изменений сделки, совершаемые дистанционно в электронной форме, в том числе путем заполнения формы в сети Интернет или путем отправки смс, будут считаться заключенными и действительными. «Это позволит существенно упростить совершение односторонних сделок, таких как выдача доверенностей, согласия на совершение сделки, отказ от договора, а также многосторонних», – пояснил Павел Крашенинников.

3. Вносится определенность в сферу использования «самоисполняемых» сделок – так называемых смарт-контрактов.

Смарт-контракт не является отдельной сделкой, это лишь условие об автоматическом исполнении любого гражданско-правового договора (договора купли-продажи, аренды, подряда и пр.). В настоящее время такие условия договоров распространены в банковской сфере, например, когда клиент поручает банку списание коммунальной платы в режиме «автоплатежа». Также они востребованы и в электронной торговле.

Законопроект дополняет ГК РФ правилом о том, что сделка может предусматривать исполнение ее сторонами обязательств при наступлении определенных обстоятельств – путем применения информационных технологий. То есть исполнение произведет сама информационная система.

«В результате лицо, покупающее тот или иной виртуальный объект, получит его автоматически при наступлении указанных в соглашении обстоятельств. У продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги», – пояснил Павел Крашенинников.

4. Законопроектом решается вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (в обиходе – big data).

«Для этого в новой статье 783.1 ГК РФ вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации. При этом закрепляется, что договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам», – сообщил Павел Крашенинников.

Он подчеркнул, что принятие законопроекта позволит закрепить базовые нормы в Гражданском кодексе и создать основу для дальнейшего развития законодательства в сфере цифровой экономики. Это, в частности, относится к двум другим проектам законов, находящимся на рассмотрении Государственной Думы – № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» и № 419059-7 «О цифровых финансовых активах».

«И что очень важно, в результате принятия законопроекта будет обеспечена судебная защита прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики», – заявил Павел Крашенинников.

Положения законопроекта предлагается ввести в действие с 1 октября 2019 года. Изменения не будут иметь обратной силы.