28 ноября 2018 года в Государственной Думе состоялось пятое заседание Рабочей группы по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства, созданной по распоряжению Администрации Президента РФ.
Возглавляет Рабочую группу председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников, ответственным секретарем является судья Верховного Суда РФ, секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов. В состав входят представители Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Государственно-правового управления Президента РФ, Совета Федерации, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, научного юридического сообщества из ведущих вузов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГЮА им. О.Е. Кутафина, УрГЮУ).
На заседании были рассмотрены восемь вопросов. Особое внимание уделено следующим.
1. Вопросы совершенствования законодательства о третейских судах по проекту федерального закона № 350176-7 «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения».
Проект принят Государственной Думой в первом чтении 5 апреля 2018 года. Рабочей группой были рассмотрены предложения по доработке законопроекта ко второму чтению.
«Необходимость развития института третейского разбирательства в РФ и повышения доверия к арбитражным учреждениям очевидна. До сих пор получили разрешение на осуществление деятельности третейских судов только четыре учреждения», – отметил Павел Крашенинников.
Он подчеркнул, что в первую очередь требуется упрощение процедуры регистрации постоянно действующих арбитражных учреждений. В этих целях Рабочей группой предложено установить в законе исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для регистрации арбитражного учреждения.
Кроме того, названо целесообразным требование в отношении иностранных арбитражных учреждений о наличии на территории РФ своего обособленного подразделения для тех учреждений, которые будут рассматривать в России внутренние споры.
Вместе с тем такое обособленное подразделение не потребуется, если иностранным арбитражным учреждением будут разрешаться споры между участниками специального административного района.
Отдельно обсуждался вопрос о невозможности применения антимонопольного законодательства к отношениям, связанным с выполнением функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Звучали предложения указать в законопроекте, что данные отношения не являются предметом антимонопольного законодательства. Однако Рабочая группа не поддержала это предложение, поскольку неприменение антимонопольного законодательства в данном случае и так очевидно. К тому же этот вопрос не является предметом рассматриваемого законопроекта.
2. Проект федерального закона № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в части уточнения порядка изменения членства в региональной адвокатской палате, организации и деятельности адвокатского бюро и иных положений Федерального закона).
Проектом предлагается внесение следующих изменений в закон об адвокатской деятельности и адвокатуре:
1) введение так называемых гонораров успеха – условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи.
В отношении такой нормы Рабочей группой высказаны замечания, поскольку она не согласуется с позицией Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 23.01.2007 № 1-П. Участники заседания отметили, что предлагаемые положения могут быть ограничены отдельной категорией юридических споров. Было принято решение дополнительно осудить данную норму на следующих заседаниях Рабочей группы;
2) дополнение условий изменения членства в региональной адвокатской палате – изменять его сможет адвокат, имеющий стаж не менее пяти лет, и только на основании решения совета палаты, согласованного с ФПА.
«Такое предложение также вызвало критику членов Рабочей группы. Эта норма может существенно ограничить конституционные права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства», – отметил Павел Крашенинников. К тому же, подчеркнул он, ограничение адвокатов в праве изменять членство в региональной палате не должно быть обусловлено исключительно недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса.
3) закрепление обязанности ФПА обеспечивать соблюдение адвокатскими палатами субъектов РФ законодательства об адвокатуре, в том числе путем возможности президента ФПА истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта РФ. Эту норму предложено дополнительно обсудить на следующих заседаниях Рабочей группы;
4) возможность приостановления статуса адвоката на основании обращения адвоката в адвокатскую палату с соответствующим заявлением;
5) увеличение численности совета ФПА до 33 человек (вместо 30);
6) закрепление возможности лица, занимавшего должность президента адвокатской палаты в течение двух сроков, вновь занять эту должность, но исключительно путем избрания его президентом на собрании адвокатов или на Всероссийском съезде адвокатов (применительно к президенту Федеральной палаты адвокатов);
7) исключение требования о том, что в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть минимум два адвоката, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет;
8) закрепление возможности указания в партнерском договоре адвокатского бюро иерархии партнеров и дифференциации их прав и обязанностей;
и другие.
Вместе с тем на заседании предложено дополнить законопроект правилом об автоматизированном распределении дел между адвокатами по назначению в целях борьбы с так называемыми карманными адвокатами, снижения коррупционных рисков, а также более равномерного распределения нагрузки между защитниками по назначению. Было отмечено, что такой порядок уже применяется в десяти субъектах Федерации, и представляется целесообразным закрепить его в законе об адвокатской деятельности и адвокатуре.
В целом законопроект поддержан членами Рабочей группы с учетом дополнительных обсуждений и последующей доработки по высказанным замечаниям.
3. Законопроекты в части совершенствования примирительных процедур:
1) проект федерального закона № 421476-7 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур» (по вопросу уточнения полномочий Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части примирительных процедур);
2) проект федерального закона № 421600-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур».
Законопроектами предлагается в ГПК РФ и АПК РФ расширить перечень примирительных процедур – помимо медиации, ввести переговоры, сверку документов, судебное примирение. Предлагается применять медиацию не только к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений, но также административных и иных публичных (например, налоговые споры, споры об оспаривании нормативных правовых или индивидуальных актов).
Профессиональными медиаторами, согласно законопроекту, смогут быть судьи в отставке. Кроме того, предлагается расширить список примирителей не только за счет судей в отставке, но и за счет работников аппаратов судов, что является очень спорным предложением. «Члены Рабочей группы его не поддержали, отметив, что такое предложение не согласуется с действующим законодательством. К полномочиям работников аппарата суда относится обеспечение его деятельности, а не содействие в разрешении споров», – подчеркнул Павел Крашенинников.
На заседании также обсуждались вопросы о финансировании судебного примирения и о профессиональных медиаторах.
Участники заседания отметили, что положения законопроектов необходимо синхронизировать с принятым накануне законом о процессуальной реформе – № 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку этим законом уже учтены некоторые предложения по примирительным процедурам в ГПК РФ.
4. Проект федерального закона № 596417-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц», внесенный Правительством РФ.
Проектом предлагается ввести в ГПК РФ нормы, по аналогии с АПК РФ, позволяющие обращаться в суд с групповым иском о защите прав и законных интересов. Такая возможность может появиться у группы лиц (не менее пяти лиц – граждан или организаций) при наличии схожих требований при сходных обстоятельствах в отношении общего ответчика. Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей или о возмещении вреда.
При этом законопроектом предусматривается установить порядок ведения дел о защите прав и законных интересов группы лиц; присоединения к заявленному требованию заинтересованных лиц; процессуальные права участников группы лиц; порядок замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц; порядок распределения судебных расходов, а также рассмотрения судами данной категории дел. Также вносятся соответствующие изменения в закон о защите прав потребителей.
Законопроект прошел процедуру общественного обсуждения.
«Члены Рабочей группы концептуально поддержали предлагаемые изменения. Их принятие позволит, в первую очередь – гражданам, а также организациям проще и быстрее отстаивать свои интересы в суде», – сказал Павел Крашенинников. При этом количество схожих исков уменьшится и упростится их рассмотрение судами. Кроме того, такие изменения будут способствовать формированию единообразной судебной практики.
Полный перечень вопросов, рассмотренных Рабочей группой, представлен в протоколе заседания, который будет размещен на сайте Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству (http://www.komitet2-10.km.duma.gov.ru/).
Источник использованного изображения