Новости

Павел Крашенинников прокомментировал законопроекты по предотвращению распространения экстремизма в тюрьмах

21 ноября 2018 года в Государственную Думу были внесены три законопроекта, направленные на предотвращение распространения радикальной экстремистской идеологии в местах лишения свободы и соразмерность наказания за преступления террористической направленности.

Законопроекты следующие: «О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»; «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»; «О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Один из авторов законопроектов – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что проектами предлагается скорректировать нормы Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов об отбывании наказания лиц, осужденных за преступления террористической направленности.

«Предлагается установить правило об отбывании части срока наказания в тюрьме в отношении осужденных за преступления террористической направленности. Изолированный тюремный режим позволит минимизировать возможность распространения экстремистской идеологии в среде осужденных и их вербовки в ряды террористических организаций», – сказал Павел Крашенинников.

По действующему законодательству лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений террористической или экстремистской направленности, может быть назначено отбывание наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режима.

В таких учреждениях осужденные содержатся в отрядах и могут поддерживать общение со значительным числом лиц, что сохраняет возможность распространения экстремистской идеологии в их среде и вербовки в ряды террористических организаций в период отбывания наказания.

Вместе с тем в тюрьмах, в отличие от условий в исправительных колониях, лица содержатся в камерах малыми группами и изолированы от остальных осужденных.

«Для предотвращения развития радикальной идеологии в местах лишения свободы законопроектом предлагается включить преступления террористической направленности в перечень особо опасных преступлений, за совершение которых может быть назначено отбывание наказания в тюрьме. А в случае совершения особо тяжкого такого преступления – установить правило об обязательном отбывании основной части срока наказания в тюрьме», – сообщил Павел Крашенинников.

По словам Павла Крашенинникова, в целях разобщения сложившихся в местах лишения свободы экстремистских ячеек законопроектом предлагается наделить ФСИН России правом выносить решение о переводе лиц, ведущих пропаганду и распространение идеологии терроризма среди других осужденных, в иные исправительные учреждения того же вида.

По общему правилу, установленному в УИК РФ, наказание в виде лишения свободы отбывается в исправительных учреждениях, расположенных по месту совершения преступления или жительства осужденного.

Исключения допускаются в отношении осужденных за преступления террористического или экстремистского характера, осужденных к пожизненному лишению свободы, к отбыванию наказания в тюрьме, а также в случае замены смертной казни лишением свободы и при особо опасном рецидиве.

Предлагается перечень оснований для направления лица в места отбывания наказания, определяемые ФСИН России, дополнить случаями, когда в отношении осужденного имеется информация об оказании им деструктивного воздействия на других осужденных, связанного со склонностью к изучению, пропаганде, исповедованию либо распространению идеологии терроризма.

«Это позволит предупреждать распространение идеологии терроризма в местах лишения свободы, препятствовать вовлечению в противоправную деятельность других осужденных», – отметил Павел Крашенинников.

Кроме того, в отношении осужденных за совершение отдельных особо тяжких преступлений, связанных с террористической деятельностью и бандитизмом, предлагается применять порядок зачета времени содержания под стражей в срок лишения свободы – из расчета один день за один день.

Кратность зачета времени нахождения лица в СИЗО в срок отбывания наказания была введена ФЗ от 3 июля 2018 года № 186-ФЗ.

Предлагаемая корректировка позволит исключить применение смягчающих коэффициентов зачета времени, а соответственно и сокращение сроков наказания у лиц, деяния которых представляют особую опасность для общества. Речь идет об осужденных за преступления по статье 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» и по статье 209 УК РФ «Бандитизм».

Павел Крашенинников отметил, что предлагаемые изменения направлены на соразмерное наказание осужденных, чьи деяния представляют особую опасность для общества и государства.