Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников 2 ноября 2017 года выступил с отчетом перед депутатами Законодательного собрания Свердловской области, в ходе которого подчеркнул необходимость участия в работе над законопроектами представителей свердловского Заксобрания..
Проведя обзор наиболее значимых из вступивших в силу и ожидающих вступления федеральных законов, Павел Крашенинников уделил особое внимание закону, вступающему в силу 10 ноября текущего года – «О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». «Закон наделяет судебных приставов-исполнителей полномочиями по задержанию и доставлению должников по алиментам для составления протокола об административном правонарушении. Такие меры будут касаться лиц, которые в течение двух и более месяцев не оплачивают содержание своих несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей или нетрудоспособных родителей», – пояснил Павел Крашенинников.
Нередко должники, которые в течение двух и более месяцев без уважительной причины уклонялись от уплаты алиментов, не являются по вызову судебного пристава для составления протокола об административном правонарушении. Приставы не имели права задерживать и доставлять таких должников. Однако при выявлении других административных правонарушений, производство по которым осуществляют судебные приставы-исполнители, они были вправе применять указанные меры. Отсутствие такой возможности вынуждало приставов обращаться за содействием к сотрудникам полиции, что существенно замедляло процесс производства по делу и усложняло процедуру привлечения к административной ответственности.
«Более того, для злостных неплательщиков алиментов предусмотрена последующая уголовная ответственность, – отметил Павел Крашенинников. – Но только для тех лиц, которые ранее уже были привлечены к административной. Поэтому задержки в привлечении таких должников к административной ответственности затрудняют применение последующих уголовных мер воздействия».
Павел Крашенинников привел и другие законопроекты, находящиеся на рассмотрении Комитета, направленные на защиту прав наиболее социально уязвимых категорий граждан.
Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
«Проект позволит признавать должника по алиментам безвестно отсутствующим в том случае, если его не могут разыскать в течение одного года и место его нахождения не установлено. При этом судебный пристав-исполнитель будет информировать взыскателя о безрезультатности розыска, и разъяснять ему право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим. Это даст право несовершеннолетним детям должника на получение пенсии по случаю потери кормильца», – сообщил Павел Крашенинников.
Два других законопроекта Комитет рассмотрел 17 октября 2017 года и рекомендовал принять в первом чтении. Они запрещают в рамках исполнительного производства взыскивать денежные выплаты социального характера. Это проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» и проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
«Проектами предлагается предусмотреть создание специальных социальных банковских счетов, предназначенных для зачисления денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Это суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью; пенсии по случаю потери кормильца; различные компенсационные и единовременные выплаты; социальные пособия, в том числе пособия гражданам, имеющим детей; средства материнского капитала; выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами», – рассказал Павел Крашенинников.
В рамках исполнительного производства нередки ситуации, когда после списания денежных средств со счета должника выясняется, что они относились к таким доходам. Изначально судебному приставу-исполнителю неизвестны источники поступления денежных средств на банковский счет должника и их назначение. В соответствии с законом об исполнительном производстве должник должен сам представить судебному приставу документы, подтверждающие наличие доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Однако на практике должник не всегда может представить необходимые документы в силу тех или иных причин.
Только за прошедший год было предъявлено более 250 исковых заявлений в суд об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера.
«Проектами предлагается дополнить Гражданский кодекс статьями, регламентирующими порядок открытия и ведения банками специального социального банковского счета, предназначенного для зачисления денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Арест или списание по обязательствам владельца денежных средств на таком счете не допускается, за исключением тех обязательств, которые связаны с оплатой расходов банка по совершению операций с денежными средствами», – сообщил Павел Крашенинников.
Кроме того, предлагается установить административную ответственность для уполномоченных органов и организаций за несоблюдение требований о перечислении денежных средств социального характера на такие специальные социальные банковские счета, а также для банков – за совершение по таким счетам операций, проведение которых не допускается в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
Павел Крашенинников также напомнил о вступившем в силу с 1 октября 2017 года законе «О внесении изменений в статьи 65 и 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Законом была увеличена сумма задолженности, при наличии которой судебный пристав-исполнитель может запретить гражданину выезд из страны. Теперь эта сумма составляет 30 тысяч рублей. Ранее она составляла 10 тысяч рублей.
«При этом увеличение пороговой суммы не коснулось требований о взыскании алиментов, о возмещении вреда здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, морального или имущественного вреда, причиненного преступлением. Для таких требований пороговая сумма осталась прежней – более 10 тысяч рублей, в целях особой защиты прав наиболее социально уязвимых категорий взыскателей», – отметил Павел Крашенинников.
Вместе с тем по всем остальным категориям требований, в случае уклонения должника от уплаты задолженности в течение более двух месяцев, пороговая сумма по истечении этого периода снова снизится до 10 тысяч рублей.
Кроме того, законом введен механизм, позволяющий в максимально короткие сроки отменять ограничение на выезд за рубеж должников после оплаты ими заложенности по исполнительному документу. В этих целях функции по снятию запрета на выезд должников, оплативших задолженность, предоставлены судебным приставам-исполнителям Центрального аппарата ФСПП. Они должны выносить постановления о снятии ограничения на выезд не позднее одного дня, следующего за днем размещения в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате лицом задолженности по исполнительному документу.
Павел Крашенинников сообщил, что следующее заседание пройдет в Екатеринбурге в середине ноября. На нем будет обсужден ряд важных вопросов, в частности внесение лоббируемых свердловскими властями поправок в Кодекс об административных правонарушениях РФ.