2 октября 2017 года председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников рассказал о планах работы Комитета в период начавшейся осенней сессии.
Он сообщил об оптимизации работы комитетов Государственной Думы и перераспределении части законопроектов, находившихся в ведении Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, между другими комитетами.
К началу осенней сессии неравномерная загруженность комитетов Государственной Думы проявлялась, в частности, в том, что в Комитете по государственному строительству и законодательству на рассмотрении находилось около 450 законопроектов, а во многих других – в десятки раз меньше. Такая ситуация создавала повышенную нагрузку на депутатов и сотрудников аппарата в одном комитете и пониженную загруженность – во многих других.
В этой связи было принято решение передать в другие комитеты следующие вопросы ведения:
1) в Комитет ГД по контролю и Регламенту (ранее – Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы) – о парламентском контроле, о взаимодействии Государственной Думы со Счетной палатой, о выборах депутатов Государственной Думы, о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы;
2) в Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции – об исполнительном производстве и судебных приставах, вопросы противодействия экстремизму, о дактилоскопической регистрации;
3) в Комитет ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений – вопросы гражданства и миграции, о правовом статусе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, вопросы общественной оценки различных аспектов развития государства;
4) в Комитет ГД по обороне – об альтернативной гражданской службе;
5) в Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей – вопросы опеки и попечительства, вопросы регистрации актов гражданского состояния;
6) в Комитет ГД по международным делам – международные вопросы;
7) в Комитет ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления – вопросы, касающиеся предоставления государственных и муниципальных услуг;
8) в Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи – вопросы, касающиеся обработки персональных данных;
9) в Комитет ГД по охране здоровья – законопроекты, связанные с профилактикой заболеваний;
10) в Комитет ГД по транспорту и строительству – о перевозке пассажиров и багажа в легковом такси;
11) в Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов – вопросы, касающиеся страховых пенсий;
12) Комитет ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству– вопросы, связанные с жилищным строительством.
Вместе с тем в Комитет ГД по государственному строительству и законодательству был передан Уголовно-исполнительный кодекс, который ранее находился в Комитете по безопасности и противодействию коррупции. Павел Крашенинников отметил, что логика в том, что в ведении Комитета находится Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс. И вопросы, касающиеся установления наказания, определения лиц, которые его несут, и правонарушений, за которые его несут, должны быть в одном Комитете.
Указанные изменения направлены на снижение неравномерности распределения нагрузки в комитетах Государственной Думы. Тем не менее, передав таким образом порядка 60 законопроектов в другие комитеты, в Комитете ГД по государственному строительству и законодательству остается основная часть законодательных инициатив. В настоящее время их количество составляет почти 390.
1. Комментируя планы работы Комитета на осеннюю сессию, Павел Крашенинников сообщил о продолжении модернизации Гражданского кодекса. Он напомнил, что в 2012 году Президентом России был внесен проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». «Ввиду своей масштабности проект был разделен на 11 блоков (проектов федеральных законов), девять из которых в настоящее время приняты, восемь вступили в силу. Принятыми законами были внесены изменения во все четыре части Гражданского кодекса, начиная с введения принципа добросовестности, корпоративных отношений в предмет гражданского права, и заканчивая особенностями защиты интеллектуальных прав на средства индивидуализации, а также значительные изменения и нововведения в законодательство о финансовых сделках», – отметил Павел Крашенинников.
В ближайшей перспективе остается рассмотрение двух блоков поправок в Гражданский кодекс – по вещным правам и по НИОКР (об особенностях правового регулирования выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным и муниципальным контрактам).
2. Помимо этого, Павел Крашенинников рассказал, что Комитет продолжает работу по созданию единого Гражданского процессуального кодекса, который объединит в себе действующий Гражданский процессуальный кодекс РФ, а также Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ.
3. Отдельно Павел Крашенинников выделил предстоящие изменения уголовного законодательства. Недавно Президент России внес в Государственную Думу проект федерального закона № 268752-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Проект устанавливает отдельную уголовную ответственность за злоупотребления полномочиями, в том числе должностными, при выполнении государственного оборонного заказа. Преступления данной категории выделяются в специальный состав. Наказание предусмотрено в виде штрафа от 1 млн до 3 млн рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 10 лет. Либо лишение свободы от 4 до 8 лет и штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
«В случае совершения преступления организованной группой грозит от 5 до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности сроком до пяти лет. Кроме того, предусматривается конфискация имущества, полученного в результате совершения таких преступлений. Расследованием будет заниматься Следственный комитет. Сфера государственного оборонного заказа имеет особое значение для обеспечения обороноспособности страны. Злоупотребления в данной сфере, способные повлечь нарушения гарантированных Конституцией и охраняемых законом интересов государства и общества, недопустимы и требуют соответствующего наказания», – отметил Павел Крашенинников.
4. Из других изменений Павел Крашенинников выделил законопроект № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты». Проект устанавливает единые требования о наличии отечественного юридического образования у лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям по представительству в судах – при рассмотрении гражданских, административных и арбитражных дел. «Такими представителями вправе быть российские и иностранные граждане, которые имеют высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в России ученую степень по юридической специальности. Для иностранных лиц также допускается наличие юридического образования, полученного за рубежом, при условии сдачи профессионального экзамена по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование. В случае если участник спора нанимает в качестве представителя юридическое лицо, то таким представителем может быть российская организация или иностранная организация, которая аккредитована при общероссийской общественной организации, определяемой Правительством России. При этом такие организации, нанятые в качестве представителей, для непосредственного участия в судопроизводстве могут направлять только граждан, отвечающих вышеуказанным требованиям. Эти требования не касаются ситуаций, когда граждане представляют свои интересы в суде самостоятельно. Кроме того, требования не будут распространяться на лиц, являющихся законными представителями», – отметил Павел Крашенинников.
5. Также Комитет рассматривает законопроекты, которые позволят авиакомпаниям создавать так называемые «черные списки авиадебоширов». Проект № 195518-7 «О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 786 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» принят во втором чтении. Вместе с соответствующими поправками в Воздушный кодекс он предоставит авиакомпаниям право отказывать в допуске к полету гражданам, внесенным в специальный реестр («черный список») за совершение серьезного правонарушения на борту самолета. Авиакомпании смогут вносить граждан в реестр за правонарушение, создавшее угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других лиц либо повлекшее причинение вреда жизни или здоровью других лиц.
Одним из оснований включения пассажира в указанный реестр может являться совершение такого административного правонарушения, как невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна. «Проектом № 194850-7. О внесении изменения в статью 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (принят в первом чтении) устанавливается, что копия вступившего в силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение данного правонарушения направляется авиаперевозчику, на борту воздушного судна которого было совершено правонарушение.
«Предлагаемые изменения, в совокупности с уже установленными мерами уголовной ответственности за хулиганство на различных видах транспорта общего пользования, направлены на предотвращение случаев агрессивного поведения пассажиров, снижение и без того повышенной опасности на борту воздушных судов», – заявил Павел Крашенинников.
6. На рассмотрении Комитета находятся законопроекты в сфере защиты авторских прав. Законопроекты (приняты во втором чтении) № 126887-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» и № 126943-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» направлены на более полную защиту правообладателей при управлении их авторскими и смежными правами на различные произведения (музыкальные, художественные и др.). «В соответствии с законодательством предусмотрена возможность использования объектов авторских и смежных прав как на основании договоров с правообладателями, так и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения. Данной деятельностью занимаются аккредитованные организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Законопроектами предусматриваются дополнительные меры государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций, а также вводятся меры, повышающие «прозрачность» деятельности этих организаций», – пояснил Павел Крашенинников.
7. Законопроект № 136846-7 «О внесении изменения в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят в первом чтении) направлен на расширение объема права следования – права автора оригинала изобразительного искусства или рукописи на получение вознаграждения при перепродажах его произведения. «Автор будет иметь право на вознаграждение при каждой перепродаже, в которой в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель», – сообщил Павел Крашенинников.
8. В сфере опеки и попечительства рассматривается проект № 198998-7 «О внесении изменений в статью 37 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Проект освобождает родителей-опекунов от обязанности представлять отчет о расходовании денежных средств, выплачиваемых государством на содержание ребенка-инвалида. «До достижения ребенком-инвалидом совершеннолетия его родители не представляют таких отчетов. Предлагается освободить их от этой обязанности и после достижения ребенком возраста 18 лет, когда в соответствии с законом они назначаются судом его опекунами. В данном случае добросовестность родителей, проживающих с ребенком-инвалидом совместно и воспитывающих его с детства, не вызывает сомнений», – заявил Павел Крашенинников.
9. Другой проект в этой сфере – № 42640-7 «О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации» (принят во втором чтении). Он позволит представителям коренных малочисленных народов России усыновлять детей из числа коренных малочисленных народов России (КМН), оставшихся без попечения родителей, в том числе детей родственников. В настоящее время у представителей КМН, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, такой возможности нет, поскольку усыновителями детей не могут быть лица, не имеющие постоянного места жительства. «Традиционное для этих народов жилище – чум по действующему законодательству не относится к жилым помещениям. Предлагается предоставить возможность гражданам из числа КМН усыновлять детей из числа КМН, несмотря на отсутствие у них места постоянного или преимущественного проживания. Это будет способствовать обеспечению дополнительных возможностей для воспитания детей в семье. Кроме того, дети из числа коренных малочисленных народов, оставшиеся без попечения родителей, смогут воспитываться в соответствии с традиционными для этих народов культурой, верованиями и обычаями, в рамках традиционного уклада жизни», – отметил Павел Крашенинников.
10. Павел Крашенинников обратил внимание на проект закона № 193498-7 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Он позволит наделить нотариусов правом запрашивать и получать из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния необходимые при совершении нотариальных действий сведения. «Это позволит исключить возможность мошеннических действий при оформлении, к примеру, наследственных прав, удостоверении сделок, а также сократит временные издержки граждан по представлению необходимой юридически значимой информации при обращении к нотариусу», – заявил Павел Крашенинников.
11. Законопроектом № 193995-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (принят в первом чтении) определяется порядок распоряжения животными, признанными вещественными доказательствами в уголовном деле. В настоящее время специальных норм о распоряжении такими животными в Уголовно-процессуальном кодексе не содержится. «Поэтому на них распространяются общие положения о том, что в случае невозможности хранения таких животных при уголовном деле или передачи их законному владельцу они могут быть переданы для реализации или уничтожения, что не является гуманным. Проектом устанавливается отдельное регулирование, которое регламентирует в вышеуказанных случаях направлять животных для содержания или разведения, в установленном Правительством порядке», – сообщил Павел Крашенинников.
12. В части изменений в КоАП Комитет рассматривается законопроект № 181342-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (принят в первом чтении). Предлагается установить административную ответственность за распространение сим-карт неуполномоченными лицами, а также за непредоставление сведений юридическими лицами о пользователях корпоративных сим-карт.
13. Проект № 27162-7 «О внесении изменений в статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (принят в первом чтении) направлен на устранение двойной ответственности владельцев земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, за использование участков не по целевому назначению. «Предлагается освободить их от излишней административной нагрузки, поскольку до момента завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный дом владельцы таких участков должны уплачивать земельный налог с учетом повышающих коэффициентов», – сообщил Павел Крашенинников.
Эти и многие другие законодательные инициативы Комитет ГД по государственному строительству и законодательству планирует рассматривать в период осенней сессии 2017 года.