27 сентября 2018 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении внесенные Президентом РФ законопроекты, определяющие дальнейшее реформирование судебной системы.
Глава Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что законопроекты продолжают реформу судебной системы и посвящены порядку обеспечения судей жилыми помещениями.
Данные законодательные предложения основаны на положениях статьи 12 Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ о разграничении полномочий, дающих право органам государственной власти определять порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ нуждающимся гражданам.
Согласно проекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Верховный суд РФ наделяется правом самостоятельно вводить основания для обеспечения судей ВС РФ жилыми помещениями, вести учет судей ВС РФ, нуждающихся в жилье, принимать решения о выделении
единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, а также устанавливать основания и условия предоставления судьям ВС РФ дополнительной площади служебного жилья.
«Принятие отдельного законопроекта по обеспечению жилыми помещениями судей ВС РФ связано с тем, что Верховный суд является высшим судебным органом, который не входит в систему судов общей юрисдикции, деятельность которого регулируется отдельным конституционным законом», – пояснил Павел Крашенинников.
Другой законопроект уточняет правила обеспечения жильем судей общей юрисдикции и арбитражных судов. Устанавливается порядок и основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, принятия на учет в качестве нуждающихся, условия получения единовременной социальной выплаты, порядок предоставления служебных и жилых помещений.
«В частности, законопроектом предусматривается, что судьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях и замещающими должность судьи не менее 10 лет, предоставляется жилое помещение в собственность или единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилья», – сказал Павел Крашенинников.
По действующему законодательству специальная субсидия судьям не предусмотрена – только предоставление жилого помещения; а также в настоящее время нет ограничения по сроку замещения должности.
Кроме того, судьям, не имеющим жилья по месту нахождения суда, могут предоставить служебные жилые помещения. При этом право пользования служебным жильем сохраняется в течение трех месяцев в случае предоставления судье субсидии или жилого помещения в собственность.
«Следует уточнить, что предлагаемый проектом срок в три месяца длясохранения права проживания в служебных жилых помещениях судьям, получившим единовременную социальную выплату или жилье в собственность, представляется недостаточным для организации покупки недвижимости, оформления права собственности на нее и переезда. Такой срок должен составлять не менее полугода, что необходимо доработать ко второму чтению», – подчеркнул Павел Крашенинников.
Также предлагается наделить судью в отставке со стажем работы на этой должности не менее 10 лет, не получившего ранее жилья, правом на предоставление жилого помещения или единовременной социальной выплаты.
Это право возникает в том случае, если на день ухода или отставки судья признавался нуждающимся в жилье по указанным основаниям.
Согласно законопроекту, порядок признания нуждающимися судей ВС РФ, а также основания предоставления им дополнительной площади служебного жилья устанавливаются Верховным судом РФ, а для остальных судей – Судебным департаментом при ВС РФ по согласованию с Советом судей. При этом все условия обеспечения жилыми помещениями одинаковы для всех судей, включая нормы предоставления жилого помещения, критерии нуждаемости, очередность предоставления.
Также законопроект разграничивает порядок наделения полномочиями председателя Верховного суда, его заместителей и судей ВС – и порядок наделения полномочиями председателей, их заместителей и судей других судов.
Вносится изменение, исключающее полномочие председателей областных и равных им судов обращаться в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Такое право закреплено за органами судейского сообщества.
«Данное положение направлено на повышение роли органов судейского сообщества и снижение административной нагрузки на председателей судов», – отметил Павел Крашенинников.
Положения законопроектов не потребуют дополнительных ассигнований федерального бюджета.
«Судьи, как носители судебной власти, обладают независимостью, несменяемостью, неприкосновенностью и подлежат соответствующему материальному обеспечению. Предлагаемые изменения направлены на совершенствование судебной системы и будут способствовать надлежащему
обеспечению жилыми помещениями судей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Это особенно актуально с учетом проводимой реформы судоустройства, в рамках которой формируются новые надрегиональные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, не связанные рамками
административно-территориального деления РФ», – заключил Павел Крашенинников.
Источник использованного изобажения