18 марта 2019 года Комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроект предполагает установление особых мер защиты прав отдельной категории потребителей и административной ответственности за их нарушение.
Как сообщил председатель Правления Ассоциации юристов России и член Правкомисии Владимир Груздев, инициатива предлагает взять под особую защиту социально уязвимые категории потребителей: пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями, несовершеннолетних.
«Таким потребителям не всегда доступен стандартный способ доведения информации о товаре или услуге. Зачастую им отказывают в получении каких-либо услуг только из-за возраста или состояния здоровья. Между тем человеку с ограниченными возможностями или пожилому подчас надо уделить больше внимания, подробней все объяснить. И конечно, недопустимо закрывать перед кем-то двери только потому, что он кажется сложным клиентом», – пояснил председатель Правления АЮР.
Дифференциация в области защиты прав потребителей необходима ввиду того, что в силу возраста или состояния здоровья возможности покупателей по приобретению товаров или отстаиванию своих прав не могут быть одинаковы. Однако продавцы товаров или исполнители услуг зачастую это игнорируют, не оказывая должного содействия нуждающимся в дополнительной помощи клиентам.
«По данным Роспотребнадзора, каждый год в ведомство поступает более 20 тысяч обращений от социально уязвимых категорий с жалобами на нарушения в потребительской сфере. Законопроект предлагает ввести административную ответственность за отказ потребителю в доступе к товарам или услугам по неуважительным причинам, связанным с возрастом или состоянием здоровья. Штраф для юридических лиц может составить от 50 до 100 тысяч рублей. При этом предполагается установить перечень товаров и услуг, в которых человеку можно отказать по причинам здоровья или возраста, например, речь может идти об экстремальных аттракционах», – сообщил Владимир Груздев.
Анализ правоприменительной практики показывает, что для решения этой задачи необходимо принятие мер по повышению информационной доступности в потребительской сфере, определению более удобных стандартов для социально уязвимых категорий потребителей, недопущению любых проявлений дискриминации, повышению мер административной ответственности.