В течение учебного года в школах и лицеях, колледжах и училищах Ставрополья проходят занятия в «Школе права».
«Наш проект давно знают в регионе, и работу, которую мы ведем в его рамках, можно по праву назвать системной, – говорит председатель Ставропольского регионального отделения Ассоциации юристов России, заслуженный юрист РФ Николай Кашурин. – Есть закрепленные за моими коллегами-юристами школы, куда по их приглашению и в соответствии с разработанным планом приходят представители юридического сообщества – нотариусы, адвокаты, сотрудники органов МВД, судьи, прокурорские работники. В этой работе есть результат, который виден невооруженным глазом – по тому неподдельному интересу, что выражается в реакции учащихся на проведение очередного «урока» в «Школе права». Уроком, кстати, его не назовешь, ведь проходит он в формате открытом, дискуссионном, иной раз даже в форме игры, что зависит от темы и возраста детей. Но именно этой стороной – неформальным искренним общением – хороши занятия в «Школе права», ведь дети тогда могут спрашивать обо всем, что их волнует, могут инициировать обсуждение собственных вопросов и тем. Немаловажной составляющей такого общения является то, что молодежь узнает из него о профессии юриста той или иной специализации, а ведь это может повлиять на их будущий профессиональный выбор».
В октябре занятия «Школы права» стартовали в Апанасенковском районе и городе-курорте Ессентуки, а продолжат осенний марафон проекта юристы из городов Невинномысск, Минеральные Воды, Новопавловск, Новоалександровск, станицы Курской и села Степного.
Вот что рассказывает об одном из прошедших уроков нотариус Апанасенковского района, член Ассоциации юристов России Виктория Бурлуцкая.
Наша школа на страже прав детей
…На дворе октябрь. Кажется, только закончилось лето, пора непринужденного отдыха, а учебный процесс в школах вовсю набирает обороты. В МКОУ СОШ № 1 села Дивного Апанасенковского района Ставропольского края вот-вот начнется занятие «Школы права», организованное региональным отделением Ассоциации юристов России.
Организаторы заранее не планировали хронометраж и количество занятий. Решили так: насколько интересно будет детям общение с юристами, настолько продолжительным будет и обучение.
И вот уже занятие проходит в течение двух часов без перерыва, а интерес ребят не угасает. Ученики десятых классов подготовили много вопросов. Для участия в уроке были приглашены специалисты всех отраслей права. Это и временно исполняющий обязанности инспектора пропаганды безопасности дорожного движения Олег Турченков, и инспектор группы по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных и делам несовершеннолетних Александр Харченко, и оперуполномоченный отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Гаджимурад Абдулкеримов, и нотариус по Апанасенковскому району Виктория Бурлуцкая, и главный специалист отдела образования Администрации Апанасенковского района Татьяна Лоенко, и помощник прокурора Апанасенковского района Ирина Попова, и завсегдатай наших встреч адвокат адвокатской конторы Апанасенковского района Сергей Михайленко.
Часть вопросов, которые дети адресовали профессионалам права, была заранее подготовлена учениками и преподавателями, а часть возникла по ходу общения. Но все они, надо отметить, были весьма серьезными, насущными и интересными. Например: какая ответственность предусмотрена за тайно сделанную фото- или видеозапись? как подготовиться к самозащите в суде? какое наказание предусмотрено за демонстрацию поддержки деструктивных сообществ через сеть Интернет? где живут и тренируются собаки-полицейские? как правильно расплатиться с покупателем за проданный дом? какие сроки оформления доверенностей в сфере изменения законодательства? как оградить себя и близких от наркотиков?
Особый интерес вызывали у детей конкретные ситуации и статистические данные по району и краю. Так, были обрисованы жизненные примеры конфликтных ситуаций на дорогах и в обществе. Инспекторы, в свою очередь, предложили правильные пути их разрешения.
Ребят волновало и то, как государство охраняет права несовершеннолетних при совершении сделок при наследовании. Об этом они спросили меня как представителя нотариального сообщества.
Примеры из практики, разъяснение прав детей доступным для них языком и объяснение порядка совершения тех или иных действий – все это помогло нам успешно решить задачи проекта.
Отвлекались, конечно, и на разговоры по душам: ребята говорили обо всем, что их волнует.
«Как стать успешным юристом и много зарабатывать?», – спрашивает ученица с первой парты. «Конечно, хорошо учиться, стремиться к новым знаниям, любить свою работу и жить ей», – звучит в ответ. Но и не всегда всерьез проходило это общение, участники нередко шутили и смеялись.
Два часа пролетели незаметно не только для нас. Пошел третий… Зная обычно неусидчивых старшеклассников, мы были приятно удивлены бурным интересом и участием в нашей беседе. Вопросы следовали один за одним, школьники не хотели нас отпускать.
Эмоции переполняли всех, даже поспорить успели. Но, как говорится, в споре рождается истина.
«Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации», – с присущим этому возрасту максимализмом резюмировал один из десятиклассников. Окончился урок аплодисментами: преподаватели-юристы адресовали их детям, а ребята – нам.
Выйдя из школы, мы не прощались надолго. Впереди еще так много важных для молодежи и радостных встреч в рамках краевого проекта «Школа права».
Елена Гончарова