10 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении проекты федеральных законов, направленные на обеспечение доступности нотариальных услуг для граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных районах России:
- № 634954-7 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- № 634947-7 «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В связи с укрупнением муниципальных образований, сопряженным с включением поселений в состав городских округов, произошло снижение территориальной доступности нотариальных услуг для граждан, проживающих в малонаселенных и труднодоступных поселениях. До этих преобразований органы местного самоуправления поселений обладали правом совершать нотариальные действия. Сейчас в такие районы осуществляется выезд нотариуса с определенной периодичностью, иногда достигающей одного раза в 2-3 месяца. Для более оперативного получения нотариальной услуги жителям удаленных деревень и поселений приходится ездить в административный центр, в котором нотариус присутствует на постоянной основе. Но такой центр может располагаться за десятки, а то и сотни километров. Ввиду логистических особенностей таких территорий, вызванных в том числе сложными климатическими условиями, поездка может потребовать значительных временных и финансовых затрат (например, в Магаданской, Сахалинской областях, Якутии и др.).
Председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что в целях решения вышеуказанной проблемы предлагается наделить органы местного самоуправления городских округов полномочиями по совершению отдельных нотариальных действий. Таких, как удостоверение доверенностей, свидетельствование верности копий документов, подлинности подписей и пр.
Законопроектами вносятся следующие изменения в Основы законодательства о нотариате и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
1. Должностное лицо местной администрации городского округа наделяется правом совершать нотариальные действия во входящем в состав территории городского округа населенном пункте, в котором нет нотариуса. При этом глава местной администрации городского округа таким правом не наделяется, поскольку в возглавляемом им административном центре нотариальную деятельность осуществляют нотариусы.
2. Устанавливается обязанность органов местного самоуправления по представлению сведений обо всех должностных лицах, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в Минюст России. Предусматривается административная ответственность должностных лиц органов местного самоуправления в случае невыполнения законных требований территориального органа юстиции при проведении проверки, невыполнении предписания уполномоченного органа. Полномочиями по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях наделяются сотрудники Минюста России. Рассмотрение дел отнесено к компетенции суда.
Павел Крашенинников отметил, что предложенные изменения позволят сохранить территориальную доступность основных нотариальных услуг для граждан, проживающих в отдаленных и малонаселенных местностях, при отсутствии нотариуса. «При этом необходим качественный механизм контроля за деятельностью должностных лиц местного самоуправления, наделяемых правом осуществлять нотариальные действия», - отметил Павел Крашенинников.
Необходимо учитывать, что нотариальная деятельность является особой юридической деятельностью и осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. «К нотариусам предъявляются высокие квалификационные требования, такие как наличие высшего юридического образования, стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет, прохождение профессиональной стажировки, сдача квалификационного экзамена», - подчеркнул Павел Крашенинников.
Анализ практики совершения отдельных нотариальных действий должностными лицами показывает возможность злоупотреблений и ошибок, совершаемых такими лицами из-за отсутствия у них специальных знаний.
1) «Чтобы исключить такие риски, ко второму чтению законопроектов целесообразно скорректировать перечень нотариальных действий, которые смогут совершать должностные лица муниципальных образований», - сообщил Павел Крашенинников.
В частности, в целях пресечения непрофессиональных действий необходимо исключить из этого перечня вопросы, связанные с наследством - удостоверение наследственных договоров и завещаний, в том числе совместных завещаний супругов; а также удостоверение доверенностей по распоряжению недвижимым имуществом.
При этом Павел Крашенинников обратил внимание, что согласно положениям Гражданского кодекса (ст.1129 ГК РФ) и Основ законодательства о нотариате, по общему правилу сохраняется возможность удостоверения завещаний в чрезвычайных ситуациях.
2) «Кроме того, ко второму чтению необходимо обсудить дополнительные меры контроля за осуществлением органами местного самоуправления нотариальных действий, в том числе за порядком и правильностью их оформления, передачей соответствующих материалов в Единую информационную систему нотариата; а также последствия не направления необходимых сведений», - отметил Павел Крашенинников.
3) «Поскольку после принятия законопроектов понадобится время для внесения необходимых изменений в нормативные правовые акты Минюста России, срок вступления в силу положений следует скорректировать», - сказал Павел Крашенинников.
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.