Россия затягивает с выплатой взноса в Совет Европы (СЕ), поскольку ее делегация в Парламентской ассамблее (ПАСЕ) лишена права голоса. За это время избрана половина судей Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). По информации «НГ», вопрос об участии РФ в СЕ и признании юрисдикции ЕСПЧ может быть поставлен после 30 июня, когда закончится срок перечисления денег. По мнению экспертов, наши власти на разрыв отношений с этими европейскими структурами пойдут, но с их антироссийской направленностью мириться не станут.
С 2015 года Россия приостановила свое членство в ПАСЕ после того, как ее лишили голоса за присоединение Крыма. С тех пор без участия РФ, по информации «НГ», назначены уже 24 судьи ЕСПЧ из 47.
Российские официальные лица в последнее время начали делать на этом особый акцент. Например, министр иностранных дел Сергей Лавров на недавней встрече с генсеком СЕ Турбьерном Ягландом после приветственных речей специально вернулся к вопросу о судьях ЕСПЧ, выразив тревогу по поводу складывающейся ситуации. Ранее замглавы МИДа Александр Грушко отметил, что судьи и комиссары, которые «не были избраны при участии наших парламентариев, не могут не испытывать недостатка легитимности». Предупреждение о том, что решения ЕСПЧ не будут для России «правомерными», высказывала и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. А министр юстиции Александр Коновалов допускал, что если РФ не вернет право голоса в ПАСЕ, она может и вовсе выйти из-под юрисдикции ЕСПЧ.
Эксперты, опрошенные «НГ», считают, что Москва еще не определилась со своей позицией. По мнению руководителя комиссии по нормативно-правовым инициативам Совета по делам национальностей Юрия Московского, СЕ теряет легитимность своих решений из-за неучастия российских парламентариев. Что же касается денег, пояснил он, то это не такие большие суммы, чтобы конфликтовать из-за них. Напомним, за членство в СЕ в 2014 и 2015 годах Россия заплатила по 32 млн евро, то есть около 8% от 400-миллионного бюджета организации.
«Вопрос в том, что если мы не можем влиять на решения, то есть ли вообще смысл платить», – пояснил Московский. По его словам, Россия может без последствий для себя покинуть СЕ, однако ее останавливает понимание того, что придется возвращаться назад, если отношения потеплеют. «Поэтому МИД тщательно думает над дальнейшими шагами», – полагает эксперт.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев считает важным участие РФ в международных организациях. Но отказ от выплаты части взносов он назвал справедливым. «ПАСЕ ничего не мешает восстановить российскую делегацию в правах. В России существует развитая правовая система, и мы, безусловно, считаемся с такими институтами, как ЕСПЧ. Но если Россия официально состоит в каком-либо объединении, то в нем должны учитывать наши национальные интересы и позиции», – подчеркнул Груздев.
В беседе с «НГ» член президентского Совета по правам человека, руководитель Московского бюро по правам человека Александр Брод напомнил: позиция президента Владимира Путина такова, что страна должна работать на всех международных площадках. Что она, собственно, и делает – «исполняются постановления ЕСПЧ, сдаются периодические отчеты». «Поэтому я думаю, что РФ продолжит работать в СЕ», – заключил Брод.
Сам он считает, что это не будет верным решением, поскольку выход ударит в основном по правам россиян: «Наша система правосудия далека от совершенства, и гражданам необходима высшая инстанция, которая пусть и не всегда, но в большинстве случаев принимает объективное решение в пользу истцов». Основная проблема, уверен Брод, заключается в политизации большинства международных институтов, в том числе и СЕ.
Что же касается невыплаты взносов, то, по мнению Брода, это символический жест со стороны России. «Назначения судей без РФ – это дискриминация и игнорирование нашей страны как участника СЕ. Поэтому наши власти делают паузу – и это верное решение», – заявил эксперт.
А вот юрист Антон Рыжов, специализирующийся по работе с ЕСПЧ, утверждает, что в перебранке между Россией и СЕ «лукавство есть с обеих сторон». Он подчеркнул, что спор идет о взносах конкретно в бюджет ПАСЕ, а «не на содержание и функционирование всего СЕ, как указывают некоторые источники». По его мнению, если РФ не перечислит денег до 30 июня, то вряд ли наступят какие-либо серьезные последствия. По информации Рыжова, на самом деле кулуарно ведется работа по сглаживанию острых углов: «Я думаю, что компромисс все же будет найден. А пока действительно СЕ ничего другого не останется, как планомерно сокращать расходы на свой штат и программы».
При этом, заявил эксперт, российские чиновники искажают ситуацию: «На самом деле от работы в рамках ПАСЕ российскую делегацию никто не отстранял. Право голоса, которого действительно лишили РФ в 2014 году, составляет лишь часть возможной деятельности страны внутри этой международной организации». Отстранение обидно, но не более того. «Что же касается участия в выборе судей, то роль российской делегации – даже если бы ее не лишили права голосовать – не такая уж и ключевая с учетом общего количества парламентариев», – заявил Рыжов.
Он пояснил, что если Россия откажется от участия в СЕ, то ЕСПЧ рассмотрит уже поданные против нашей страны 9 тыс. жалоб. Но Рыжов все-таки уверен, что до такого разрыва дело не дойдет: «Наши власти последовательно исполняют основной массив решений ЕСПЧ, реформируют законы и правоприменение. Присужденная ЕСПЧ компенсация регулярно выплачивается. Есть некое количество дел, которые приобрели окраску политизированных, хотя они скорее резонансные или касаются деликатных ситуаций, где нет общего консенсуса и среди других государств».
Источник использованного изображения
Источник: Независимая газета