Новости

Круглый стол по вопросам защиты от взаимных правовых рисков в нотариальной практике провели в Екатеринбурге

В рамках XI Международного форума «Юридическая неделя на Урале» 15 октября в помещении Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области состоялся круглый стол «Семья и бизнес: вопросы защиты от взаимных правовых рисков в нотариальной практике».

В работе мероприятия приняли участие более 70-ти слушателей. С приветственными словами к участникам обратились Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области – главный судебный пристав Свердловской области Альбина Сухорукова, исполняющий обязанности начальника ГУ МЮ РФ по Свердловской области Наталия Тонкушина, Президент Нотариальной палаты Свердловской области Владимир Ярков, исполнительный директор - Руководитель Аппарата Свердловского регионального отделения Ассоциация юристов России Антон Мануйлов.

Всем известно, что, когда один из супругов начинает собственный бизнес, это всегда связано не только с большими надеждами, но и большими рисками. Кризис личных отношений может сказаться на бизнесе, на отношениях с партнерами по бизнесу. Также неудачный бизнес одного из супругов и, как следствие, появление долгов перед третьими лицами, банкротство физического лица негативно сказывается на финансовом состоянии всей семьи и затрагивает имущественные интересы супруга и детей. Как возможно урегулировать эти отношения с помощью таких правовых механизмов защиты бизнеса от семейных проблем собственников, как брачный договор и соглашение о разделе имущества, какие существуют при этом риски и ограничения, рассказала Асия Машовец, д.ю.н., нотариус, член правления НПСО.
Многим слушателям запомнились высказывания докладчика о «спящей» совместной собственности. Далеко не все семьи делят общее имущество при расторжении брака, и оно остается в совместной собственности.
Согласно закону к требованиям бывших супругов о разделе имущества применяется трехлетний срок исковой давности. Но течь он начинает не с момента расторжения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В результате такие требования нередко предъявляются спустя 5 - 10 лет после развода. Приобретатель такого имущества может не знать о правах на него бывшего супруга продавца, тем более что в государственном реестре отражаются, как правило, сведения только об одном правообладателе - супруге, на имя которого имущество приобретено. Поэтому на практике возникает как проблема защиты прав бывшего супруга, участника совместной собственности так и проблема защиты прав приобретателя такой совместной собственности. 

Игорь Ренц, д.ю.н., профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ, доктор права (Франция), поделился опытом работы с иностранными реестрами, содержащими информацию о недвижимом имуществе. Зачастую супруги имеют имущество за рубежом, офшоры. Как обеспечить надлежащую защиту прав супругов и убедиться в достоверности предоставляемых иностранных документов? Специалисты по международному праву пользуются сведениями, получаемыми из электронных иностранных реестров. Участниками круглого стола были сделаны выводы об актуальности данной информации для нотариата в связи с все чаще возникающей потребностью убедиться в достоверности предоставляемых документов.         

О развитии «электронного нотариата» и новых нотариальных действиях, связанных с электронным документооборотом, новых сервисах для участников бизнеса, о реестрах брачных договоров рассказала Ольга Филиппова, к.ю.н., доцент, нотариус, член правления НПСО.

В завершающем докладе Ириной Переваловой, к.ю.н., нотариусом, членом правления НПСО, сделан вывод о том, что все перечисленные правовые инструменты работают в случаях, если в отношении граждан не возбуждена процедура банкротства или они не находятся в предбанкротном состоянии. В противном случае и соглашение о разделе имущества, и брачный договор, и соглашения об уплате алиментов могут быть оспорены конкурсными кредиторами или финансовым управляющим как недобросовестные сделки, совершенные с целью причинить вред имущественным правам кредиторам. Статистика Федресурса свидетельствует о росте банкротств физических лиц в 2019 году почти в полтора раза по сравнению с 2018м годом. В связи с этим перечень проверочных действий нотариусов при удостоверении сделок значительно расширяется. Вариантом защиты бизнеса от кризиса личных отношений супругов, и защиты прав супруга от негативных последствий неудачного бизнеса может стать брачный договор, заключаемый не в период перед банкротством, а в момент начала занятия одним из супругов предпринимательской деятельностью. Вариантом защиты прав экс-супруга может стать соглашение о разделе совместного имущества, заключаемое при расторжении брака.

После открытой дискуссии по вопросам банкротства, удостоверения соглашений о разделе имущества, модератором круглого стола профессором Владимиром Ярковым подведены итоги заседания и сделаны выводы о том, что нотариат, совершая нотариальные действия от имени государства, осуществляет публичную правоохранительную функцию. Поэтому нотариусы в настоящее время при осуществлении своей деятельности должны предвидеть как правовые, так и экономические последствия действий, совершаемых гражданами, и разъяснять о недопустимости причинения вреда своими действиями третьим лицам, не участвующим в сделке, а также, государству. С целью защиты семьи и бизнеса от взаимных правовых рисков предложить СРОООО Ассоциации юристов России организовать совместную работу по правовому информированию граждан о необходимости использования таких правовых инструментов как брачный договор и соглашение о разделе имущества своевременно для создания устойчивых правовых последствий, а не в период появления задолженности перед третьими лицами, влекущей банкротство физического лица.