Сегодня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», создающий основу для регулирования отношений в рамках «цифровой экономики».
Авторами законопроекта являются Председатель Государственной Думы В.В.Володин и председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству П.В.Крашенинников.
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников сообщил, что предлагается в Гражданском кодексе закрепить несколько базовых положений, отталкиваясь от которых, появится возможность для дальнейшего законодательного регулирования рынка новых цифровых объектов экономических отношений. Фактически эти новые объекты создаются и используются, в том числе российскими гражданами и организациями, но российским законодательством не регламентируются напрямую. В этой связи лица, приобретающие такие объекты, могут оказаться без правовой защиты.
«Задачей законопроекта не является описание условий, при которых оборот цифровых объектов возможен. Но законопроект позволит создать основу для последующего развития законодательства в данной сфере. А это необходимо в целях обеспечения правовых условий для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, и для предоставления защиты гражданам и юридическим лицам по таким сделкам. Без закрепления базовых понятий в Гражданском кодексе РФ будет невозможно регулировать рынок цифровых объектов и принимать специальные законы в сфере «цифровой экономики», развитие которой происходит очень быстрыми темпами», - отметил Павел Крашенинников.
1. Законопроектом предлагается ввести базовое понятие «цифровое право».
Под «цифровым правом» предлагается понимать совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права. Оборот «цифровых прав» осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему. Под определение «цифрового права» будет подпадать существующий на данный момент термин «токен».
Чтобы понятие «цифровое право» заработало, понадобится законодательно закрепить такой критерий, как существование этого права в информационной системе, отвечающей признакам децентрализованной информационной системы («распределенный реестр»). Эти признаки также должны быть закреплены в законодательстве.
«Создание цифровых прав, сфера их использования и особенности оборота будут в дальнейшем определяться отдельными законами, разрабатываемыми с участием Правительства и Центрального Банка», - сообщил Павел Крашенинников.
2. В законопроекте предлагается ввести в Гражданский кодекс понятие «цифровые деньги», и закрепить главное правило, что законным средством платежа они не являются. «Однако Комитет рекомендовал при подготовке законопроекта ко второму чтению, с учетом позиции Центрального Банка, исключить из законопроекта понятие «цифровые деньги» ввиду продолжающихся дискуссий по данной теме», - сообщил Павел Крашенинников.
3. Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законопроектом совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров.
В частности, предлагается установить, что выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств будет приравнено к простой письменной форме сделки.
«Например, на странице в сети Интернет, в приложении на смартфоне описаны условия для нажатия клавиши ОК, из которых следует, что такого нажатия достаточно для полноценного волеизъявления. Таким образом сейчас совершается значительное число волеизъявлений – с помощью нажатия кнопки на смартфоне или клавиши на компьютере. Все эти действия сами по себе юридически значимы, но большое их количество является еще и односторонними сделками. Закрепление предлагаемых уточнений, во-первых, заложит основу для заключения так называемых «смарт-контрактов». А во-вторых, позволит упростить совершение целого ряда односторонних сделок, таких как выдача доверенностей, выдача согласия на совершение сделки, отказ от договора и прочее», - пояснил Павел Крашенинников.
4. Для целей исполнения сделок с «цифровыми правами» вводится правило, что факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается. Это будет действовать во всех случаях, за исключением вмешательства в действие программы.
Так, после идентификации пользователей в системе дальнейшее их поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы, организующей сеть. Лицо, «покупающее» тот или иной виртуальный объект (цифровое право), получит его автоматически при наступлении указанных в пользовательском соглашении обстоятельств.
«К примеру, некое лицо является обладателем цифрового права на бокс с алмазами, имеющий индивидуализирующий его номер и хранящийся у профессионального хранителя. В информационной системе сделка с таким объектом будет исполнена «автоматически» - у продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги, и оспорить эти списания по общему правилу будет нельзя», - сообщил Павел Крашенинников.
5. Законопроектом также решается вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (в обиходе – «big data»).
Для этого в Гражданский кодекс вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации, и расширяется понятие базы данных - «совокупность данных и сведений». При этом закрепляется, что договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам, - сообщил Павел Крашенинников.
Предлагаемые законопроектом изменения не будут иметь обратной силы.
«Принятие законопроекта позволит закрепить базовые нормы в сфере цифровой экономики и создать основу для дальнейшего развития законодательства в этой сфере. В результате появится возможность для регулирования оборота цифровых объектов, совершения и исполнения сделок с ними, а также это позволит решить целый ряд других задач. В частности, будут устранены существующие сегодня риски для использования цифровых объектов в целях вывода активов в нерегулируемую цифровую среду для легализации доходов, полученных преступным путем, или для увода из-под обращения взыскания при банкротстве, либо для финансирования терроризма. Кроме того, что очень важно, будет обеспечена судебная защита прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики», - заявил Павел Крашенинников.
Павел Крашенинников отметил, что с учетом того, что на рассмотрении Государственной Думы находятся также законопроекты: № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» и № 419059-7 «О цифровых финансовых активах», лучше все три законопроекта выносить на пленарное заседание вместе. И при их подготовке ко второму чтению необходимо рассмотреть вопрос об унификации терминологии во всех вышеупомянутых законопроектах с целью обеспечения единого правового регулирования.
Источник использованного изображения