Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству провел расширенное совещание, посвященное 20-летию создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В совещании приняли участие разработчики федеральных законов, регулирующих деятельность системы, и главные государственные регистраторы, внесшие значительный вклад в ее развитие. В их числе один из создателей системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников, а также руководитель Аппарата Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Илья Миронов, заместитель министра экономического развития РФ – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко, начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России», ответственный секретарь Бюро Президиума АЮР Игорь Манылов, начальник Отдела аттестации экспертов ФАУ «Главгосэкспертиза России» Сергей Харламов и другие.
Павел Крашенинников является одним из создателей системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Он принимал непосредственное участие в разработке Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Закон вступил в силу с 31 января 1998 года и стал основой для функционирования и развития российской системы регистрации прав на недвижимость. Сегодня отмечается 20-летний юбилей ее создания. Впоследствии были приняты федеральные законы, развивающие и регулирующие деятельность системы.
В рамках мероприятия участники выступили с докладами по истории создания системы госрегистрации прав и актуальным вопросам ее развития. В заключительной части состоялось награждение главных государственных регистраторов и разработчиков системы, внесших большой личный вклад в организацию ее деятельности.
Павел Крашенинников в ходе выступления напомнил, что потребность в полноценной публичной системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество появилась в нашей стране в начале 90-х годов с развитием частной собственности. «Благодаря созданной системе обеспечиваются гарантии и защита права собственности граждан, организаций, государства. Обеспечивается возможность граждан купить, продать или передать по наследству дом, квартиру, земельный участок, гараж и так далее. Система способствует предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оборота недвижимости. В целом система государственной регистрации прав на недвижимость – это фундамент гражданского общества», – подчеркнул Павел Крашенинников.
За 20-летний период система претерпела колоссальные изменения. После вступления в силу базового Закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 31 января 1998 года в стране начала формироваться система учреждений, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость. И этот процесс продолжался до начала 2000 года.
«При разработке базового Закона обсуждался вопрос, на кого возложить функции по госрегистрации прав: на суды, нотариат, Минюст России. В итоге было принято решение возложить их на учреждения юстиции, создаваемые в регионах и подконтрольные Минюсту. Учреждения занимались непосредственно госрегистрацией, а Минюст осуществлял нормативно-контрольные полномочия. При этом на территории каждого субъекта РФ создавался единый регистрационный округ и, соответственно, одно учреждение юстиции – с филиалами в муниципальных образованиях. Учреждение возглавлял главный государственный регистратор прав региона, а филиалы – государственные регистраторы прав. Это было очень важным достижением, поскольку некоторые регионы предлагали образовывать несколько округов на территории субъекта, что существенно усложнило бы систему госрегистрации», – отметил Павел Крашенинников.
Учреждения юстиции были образованы к 1 января 2000 года, на всей территории Российской Федерации был введен единый порядок осуществления государственной регистрации прав, сформирован Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
С 1 января 2005 года начала работу Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), которая заменила систему учреждений юстиции. В ее ведение были переданы полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Но до 2008 года система регистрации прав была отделена от системы учета недвижимости. Кроме того, действовали две отдельные системы учета недвижимости: система государственного кадастрового учета земельных участков и система государственного технического учета зданий, помещений, сооружений. При этом функции по регистрации и учету находились в ведении различных органов (Роснедвижимость и подведомственные ей земельные кадастровые палаты, Ростехинвентаризация, система БТИ).
После вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» – с 1 марта 2008 года происходит постепенное объединение систем учета недвижимости, формируется единый Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Также происходит сближение ЕГРП и ГКН.
«В том же 2008 году на базе Росрегистрации образована Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая в этом году отмечает 10-летний юбилей», – сказал Павел Крашенинников, добавив, что в дальнейшем на Росреестр были возложены полномочия и по госрегистрации прав, и по кадастровому учету объектов недвижимости.
К 2013 году была создана объединенная система кадастрового учета объектов недвижимости, с тех пор все сведения о кадастровом учете вносятся в ГКН. С этого года была предусмотрена возможность подачи заявления на госрегистрацию в электронной форме через сайт портала госуслуг или через сайт Росреестра.
Далее поправками в ГК РФ закреплены принципы проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра, чтобы полнее защищать права участников гражданского оборота.
С 2014 по 2017 год шла подготовка к созданию единого реестра недвижимости. К проекту соответствующего федерального закона, который находился на рассмотрении Комитета, было внесено и рассмотрено более 300 поправок.
В итоге с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Закон юридически закрепил объединение системы регистрации прав на недвижимость и системы кадастрового учета объектов недвижимости. Теперь действует Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который ведется в электронной форме; в него заносятся достоверные сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество (ограничениях прав, обременениях недвижимости), о сделках, подлежащих госрегистрации, о правообладателях.
По данным представителей Росреестра, в настоящее время в ЕГРН всего учтено 163 млн 200 тыс. объектов, общей стоимостью 672 трлн рублей.
В результате создания ЕГРН существенно упростились регистрационные процедуры и сократились их сроки. Стало возможным проведение единой процедуры госрегистрации права и государственного кадастрового учета объекта – по одному общему заявлению. Был введен принцип экстерриториальности регистрации права. Теперь место подачи заявления на регистрацию права не зависит от места нахождения объекта недвижимости – заявитель может обратиться или направить документы почтой в любое подразделение Росреестра или через любой МФЦ. Кроме того, налаживается более эффективное межведомственное взаимодействие, что снижает риски мошенничества и сокращает сроки процедур для заявителей.
«Подводя итог двадцатилетнему периоду, необходимо отметить, что система госрегистрации прав на недвижимость прошла за это время серьезный путь. Все участники юбилейного совещания внесли большой вклад в ее становление и развитие», – резюмировал Павел Крашенинников.