10 октября 2017 года Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении проект федерального закона № 268752-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», внесенный Президентом России.
Как сообщил председатель Ассоциации юристов России, председатель Комитета Павел Крашенинников, законопроект дополняет Уголовный кодекс новыми статьями, выделяющими в специальные составы такие общественно опасные деяния, как злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.
Вводится новая статья 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа», которая устанавливает ответственность для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа.
Кроме того, УК РФ дополняется статьей 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа», которая устанавливает уголовную ответственность для должностных лиц за злоупотребление служебными полномочиями при выполнении гособоронзаказа. «Имеется ввиду использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа», – пояснил Павел Крашенинников.
«Наказание за данные преступления предусматривается в виде штрафа в размере от 1 до 3 млн рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. Либо лишение свободы сроком от 4 до 8 лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн рублей с потерей права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, – сказал Павел Крашенинников. – В случае совершения указанных преступлений организованной группой предусмотрено лишение свободы сроком от 5 до 10 лет с запретом на профессию до 5 лет».
«Помимо этого, законопроектом предусматривается конфискация имущества, полученного в результате совершения таких преступлений. Расследованием будет заниматься Следственный комитет», – отметил Павел Крашенинников.
«Обеспечение обороны страны, целости и неприкосновенности ее территории гарантировано Конституцией России. Злоупотребление полномочиями в сфере гособоронзаказа способно повлечь за собой нарушение охраняемых законом интересов государства и общества. Использование таких полномочий, исходя из своих личных выгод и вопреки государственным интересам, может негативно отразиться на обороноспособности страны, что недопустимо ни при каких обстоятельствах. Поэтому данная категория преступлений требует особого внимания и должна наказываться с учетом высокой степени опасности, которую они представляют для государства», – заявил Павел Крашенинников.
Также принять в первом чтении Комитет рекомендовал проект федерального закона № 230595-7 «О внесении изменения в статью 2051 Уголовного кодекса Российской Федерации» (об усилении ответственности за вовлечение в организацию и финансирование преступлений террористического характера).
Председатель Комитета Павел Крашенинников заявил, что данная тема чрезвычайно важна, причем не только для нашей страны. Поэтому требует усиления уголовной ответственности за подготовку, склонение, вербовку или иное вовлечение в организацию и финансирование преступлений террористического характера.
«Предлагается установить повышенную уголовную ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы за организацию, финансирование, а также подготовку, склонение, вербовку или иное вовлечение лица за совершение таких преступлений, как террористический акт, организация террористического сообщества, его деятельности и участие в нем, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, захват заложника и угон водного, воздушного, железнодорожного судна с целью совершения теракта», – пояснил Павел Крашенинников.
«По действующему законодательству за совершение преступлений по вербовке и вовлечению лиц в террористическую деятельность установлена максимальная ответственность в виде лишения свободы сроком до 10 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей. Однако террористическая деятельность является безусловным злом, а деятельность по вербовке террористов многократно усиливает и распространяет это зло. Поэтому такие преступления заслуживают наказания по всей строгости закона. В этой связи Комитет поддерживает концепцию законопроекта по установлению наказания за данные преступления в виде пожизненного лишения свободы», – сообщил Павел Крашенинников.
В третьем заключительном чтении Комитет рекомендовал принять проект федерального закона № 42640-7 «О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации» (о документах, прилагаемых к заявлению об усыновлении).
Как сообщил Павел Крашенинников, законопроект направлен на установление возможности усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, представителями коренных малочисленных народов Российской Федерации.
По действующему законодательству усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть лица, не имеющие постоянного места жительства. Соответствующий документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение входит в перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребенка, – пояснил Павел Крашенинников.
«Вместе с тем исторический уклад жизни коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, не предполагает наличия места постоянного или преимущественного проживания. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, могут не иметь постоянного места жительства, а традиционное для них жилище – чум по действующему законодательству не относится к жилым помещениям. В этой связи у представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации фактически отсутствует возможность усыновления детей», – заявил Павел Крашенинников.
При этом Семейным кодексом установлено, что при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной культуре и религии, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. В Ямало-Ненецком автономном округе более 60 % детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, принадлежат к коренным малочисленным народам Севера. Зачастую родственники этих детей, ведущие кочевой или полукочевой образ жизни, готовы их усыновить, но по действующему законодательству не имеют такой возможности.
«Законопроектом предлагается внести изменения, предоставляющие возможность усыновлять детей лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно или преимущественно проживают. Также из перечня необходимых документов, предоставляемых такими гражданами вместе с заявлением об усыновлении ребенка из числа лиц, относящихся к коренному малочисленному народу Российской Федерации, исключается документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение. Вместо него предлагается включить документ, подтверждающий ведение гражданином кочевого или полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района», – сообщил Павел Крашенинников.
Источник использованной фотографии