Личность и Конституция.
Памяти С. С. Алексеева в канун 25-летия Основного закона
Шахрай С. М.
доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, Московский государственный университета имени М.В. Ломоносова, декан и заведующий кафедрой государственного аудита Высшей школы государственного аудита (факультет); Институт социально-политических исследований РАН, руководитель Центра правового обеспечения социально-политических процессов
Аннотация: Статья посвящена светлой памяти члена-корреспондента РАН С. С. Алексеева (1924-2013) - одной из ключевых исторических фигур в становлении нового российского конституционализма. Также рассматриваются исторические аспекты разработки проекта действующей Конституции Российской Федерации. Особе внимание уделяется отличительным концептуальным и структурным особенностям различных конституционных проектов.
Ключевые слова: Конституция; конституционное право; конституционализм; Президент Российской Федерации; Конституционное совещание; государство и право
Четверть века, прошедшие с момента вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, постепенно стирают детали, связанные с историей возникновения нового Основного закона. Уходят люди, уходит память, подлинные документы, осевшие на архивных полках, не попадают в поле зрения исследователей, а в публичном дискурсе появляются новые мифы, искажающие историческую картину.
Одной из исторических фигур, которая, на мой взгляд, требует особого внимания историков, юристов и политологов, был и остается Сергей Сергеевич Алексеев (1924-2013) - известный советский и российский ученый с мировым именем, философ и теоретик государства и права, создатель Исследовательского центра частного права, приложивший немало сил к возрождению этого юридического направления в нашей стране. Педагог, воспитавший не одно поколение юристов. Политический деятель, считавший своим главным достижением не высокие посты, а закрепление в Основном Законе страны положения о том, что права и свободы человека должны определять смысл и содержание деятельности всех ветвей власти. А самая главная «должность» юриста Алексеева - один из создателей действующей Конституции Российской Федерации.
К середине 1993 года страна оказалась в ситуации классического конституционного кризиса. Теоретические дебаты созванного Борисом Николаевичем Ельциным (1931 – 2007) Конституционного совещания и Конституционной комиссии, подконтрольной руководству Верховного Совета, были на самом деле лишь отражением нарастающего конфликта вокруг вопроса, кто будет контролировать российское правительство. Именно вокруг этой темы велись ожесточенные дискуссии между сторонниками «чисто парламентской» (а точнее — советской) модели будущего конституционного устройства страны, которую продвигал спикер Верховного Совета Р. И. Хасбулатов, и «чисто президентской», которую проводили сторонники Б. Н. Ельцина.
Пока политики и специалисты спорили, глубина политического кризиса нарастала: многократно перелицованная Конституция РСФСР 1978 г. стала сама источником и драйвером эскалации конфликтов. В ней было столько взаимоисключающих поправок, что любая из противостоящих политических сторон конфликта могла одинаково убедительно обосновать свою позицию.
Ситуация очевидным образом заходила в тупик.
Весной 1993 года началась подготовка к Всероссийскому референдуму 25 апреля, на который, в частности, был вынесен вопрос о доверии Президенту страны и поддержке курса реформ. Именно этот референдум запомнился формулой: «да-да-нет-да».
Именно тогда Глава государства поручил нам с С. С. Алексеевым срочно подготовить «президентский» проект Конституции, чтобы, как он говорил, «не идти на референдум с пустыми руками». Его идея заключалась в том, чтобы выйти к людям со своеобразным «планом будущего» страны и новой российской государственности. Отвечая прессе на многочисленные вопросы, почему он выбрал именно Сергея Сергеевича в качестве одного из ключевых юристов для разработки текста Основного Закона, первый Президент Российской Федерации особо подчеркивал, что уважает его как «нейтрального профессионала».
Этот нейтральный профессионализм и принципиальность, ценимые во все времена, но особенно в периоды политических конфликтов, С. С. Алексеев проявлял во всем.
Ради успеха общего дела он мог отказаться от собственных амбиций. Как известно, в 1992 году вместе с тогдашним мэром Санкт-Петербурга Анатолием Александровичем Собчаком (1937-2000) и другими коллегами из Российского движения демократических реформ он написал свой проект нового Основного Закона для страны. Но когда началась работа над окончательным текстом Конституции, он сразу же заявил о необходимости отложить все личные проекты в сторону и относиться к ним лишь как к источнику тех или иных идей, формулировок. Многим юристам и в то время, и сейчас подобный подход к собственным наработкам дается с большим трудом, или не дается совсем.
Кстати сегодня, авторское участие С. С. Алексеева в разработке сразу двух конституционных документов стало источником некоторой исторической путаницы в вопросе о том, как готовился проект действующей Конституции Российской Федерации. Например, нередко указывается на активное участие в его разработке А. А. Собчака. Вместе с тем, бесспорно выступая одной из ярчайших исторических фигур соответствующего периода нашей общественно-политической жизни, именно в этом вопросе он сыграл несколько иную роль.
Чтобы восстановить точную историческую картину, необходимо напомнить, что С. С. Алексеев был соавтором двух разных документов - как «президентского» проекта Конституции (написан вместе с С.М. Шахраем и опубликован весной 1993 года), так и конституционного проекта, подготовленного совместно с А.А. Собчаком и обнародованного 27 марта 1992 года.
«Проект Алексеева – Собчака» был создан в начале 1992 года[1] по решению политсовета Российского движения демократических реформ (РДДР, председатель – мэр Москвы Г. Х. Попов). Помимо С. С. Алексеева и А. А. Собчака (1937-2000) в его разработке принимали участие бывший председатель Комитета Верховного Совета СССР по законодательству д.ю.н., профессор Юрий Хамзатович Калмыков (1934-1997) и будущий исполнительный директор Исследовательского центра частного права при Президенте РФ д.ю.н., профессор Станислав Антонович Хохлов (1941-1996).
Важной особенностью проекта «Конституции Алексеева-Собчака» стала детальная проработка сюжетов, посвященных основным правам и свободам граждан России. Ключевая формула текста: «Россия утверждает себя как правовое демократическое светское государство, высшими ценностями которого являются человек, его единство, неотъемлемые права и свободы». Принцип разделения властей в этом документе был декларирован при помощи следующей формулы: «Умеренность, упорядоченность и действенность государственной власти в Российской Федерации обеспечивается разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, федеративным построением государства, разделением государственной власти и муниципального самоуправления, а также всенародным избранием главы государства - Президента Российской Федерации, воплощающего единство российской государственности и обеспечивающего незыблемость конституционного строя, согласованную деятельность всех подразделений государства»[2].
Проект предполагал асимметричную модель федеративного устройства: конституционного закреплялись три «уровня» статуса территориальных образований - республики, губернии и автономные национальные сообщества, обладающие различным объемом прав и полномочий. Для разграничения полномочий между Федерацией и республиками предполагалось заключение Федеративных договоров. Проект Конституции гарантировал неизменность территорий республик и автономных территориальных образований. При этом неявно предполагалось, что территория губернии может быть изменена без ее согласия.
В своем проекте Конституции С. С. Алексеев и А. А. Собчак также детально проработали ряд вопросов конституционной экономики, связанных с обеспечением единого экономического пространства, принципами хозяйственной деятельности, правами собственности, бюджета и налогов. Проект «Конституции Алексеева-Собчака», по-своему «конституционному дизайну» заметно отличался от аналогичных актов, сложившихся в советской традиции. С одной стороны, в документе были использованы специальные термины, например, термин «органический закон», непривычные для российского конституционного законодательства. С другой стороны, проект предусматривал упразднение Конституционного Суда Российской Федерации и возложение функций конституционного контроля на Верховный Суд, который должен был возглавлять всю российскую судебную систему. Сама тема построения судебной системы России носила в проекте несколько гипертрофированный характер. Ей было посвящено более 30% текста проекта Основного Закона. Например, Верховному Суду принадлежало право законодательной инициативы, а в качестве органа административной юстиции предполагалось создание Советом Министров Российской Федерации специального консультативного юридического органа – Государственного Совета.
«Президентский проект», ставший действующей Конституцией Российской Федерации («проект Алексеева-Шахрая»), был готов уже в апреле 1993 года. Б. Н. Ельцин официально заявил о завершении работы над «своим» проектом 14 апреля 1993 г. на брифинге для СМИ. Этот документ был официально опубликован 30 апреля в газете «Известия» и затем еще 5 мая 1993 года[3].
Как отмечал сам С. С. Алексеев, «президентский» конституционный проект, «в противовес официальному просоветскому варианту, в апреле 1993 года в ходе референдума о доверии Президенту и в последующие месяцы стал своего рода идейной платформой в борьбе с коммуно-советской идеологией и практикой»[4].
С. С. Алексеев широко использовал в работе свои идеи о «Конституции Человека»: концепция Основного закона, который «ставит человека, с его высоким статусом и неотъемлемыми правами, над властью»[5] полностью соответствовала подходам президентской команды и самого Б. Н. Ельцина.
Ключевым элементом «проекта Алексеева – Шахрая» стал полный отказ от «вертикали Советов» и выведение Президента Российской Федерации из классической системы разделения властей. В проекте об этом было сказано следующим образом: «Президент Российской Федерации является главой государства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В установленном настоящей Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов. Президент как глава государства является его высшим должностным лицом, представляющим Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях».
Фактически, в этой модели нашли воплощение взгляды русского государственного деятеля, реформатора и законотворца, основоположника отечественной школы теоретического правоведения М. М. Сперанского (1772 – 1839) на «оптимальную для России» конструкцию государственной власти и на роль главы государства в ней.
Представительным органом власти в проекте стало Федеральное Собрание, которое состояло из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть возглавляло Правительство Российской Федерации. Судебную систему представляли: Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший арбитражный Суд, руководители которых образовывали Высшее судебное присутствие. Предложенная система организации государственной власти в целом соответствовала современной модели республики президентско-парламентского типа.
Для окончательной доработки «президентского» проекта Б. Н. Ельцин созвал в июне 1993 года специальный орган – Конституционное совещание из представителей федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, политических партий, общественных организаций, производственных союзов, представителей науки и культуры. А. А. Собчак вместе с В. Л. Шейнисом был назначен координатором группы представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и конфессий в Конституционном совещании.
Тем не менее, во время работы Конституционного совещания А. А. Собчак активно выступал против «президентского» проекта. Так, например, в начале августа 1993 года он инициировал собрание депутатов всех уровней города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (более 400 депутатов, представители 32 партий и общественных организаций), для обсуждения проекта Конституции Российской Федерации, подготовленного Конституционным совещанием («президентского» проекта), которое заявило о том, что документ страдает множеством недостатков и требует доработки. В частности, среди недостатков проекта были названы «неприемлемый способ формирования верхней палаты парламента, несбалансированность взаимоотношений президента и законодательной власти»[6]. Такой же позиции А. А. Собчак придерживался на заседании Президентского совета, выступая против проекта «Алексеева-Шахрая».
Но в конечном итоге, именно «президентский» проект, с учетом незначительных изменений и дополнений Конституционного совещания, был вынесен на всероссийское голосование и принят 12 декабря 1993 года в качестве нового Основного Закона.
С. С. Алексеев обладал уникальной особенностью смотреть далеко за горизонт текущих событий и, оставаясь «на стороне» исключительно одной лишь науки, мог удивительно точно и глубоко оценивать не только юридический, но и политический смысл бурных событий 1990-х годов. Конечной целью работы над новым Основным Законом он считал не закрепление интересов каких-то политических сил, а скорейшее восстановление общественного согласия. Он подчеркивал, что проект Конституции - это «возрождение и единение России, ее народа, конец тоталитарного режима».
Он был уверен, что мы пишем документ для каждого человека, а не для власти, и часто повторял: «Пускай каждый россиянин поймет и скажет: "Это моя Конституция!" Только тогда она будет принята народом».
В апреле 1993 года, выступая перед членами Конституционного совещания, Сергей Сергеевич просто и образно сформулировал суть новой конституционной концепции президента России. Он объяснил, что эта концепция исходит из пяти принципиальных позиций: «первая - права человека, вторая - твердая стабильная власть, третья - экономическая свобода на основе закона, четвертая - правосудие, пятая - действительная федерация».
Особенно беспокоило С. С. Алексеева состояние дел в области федеративных отношений. В начале 1990-х годов он открыто заявлял с самых высоких трибун: «надо прекратить лгать друг другу. У нас не было и нет федерации. Сейчас в России есть унитарное государство с вкраплениями федерализма. Настоящая федерация будет только тогда, когда субъекты Федерации получат возможность сами решать все свои проблемы». Эта принципиальная позиция во многом нашла отражение в новой модели федерализма, закрепленного в действующей Конституции России. И именно эти вопросы вызывали самую негативную реакцию Р. И. Хасбулатова, который нередко переходил на личности в критике «президентского проекта» Основного закона: «Сергей Алексеев, бывший председатель Комитета конституционного надзора союзного парламента, содействовавший своим бездействием развалу Союза, органически не способен содействовать укреплению единства России»[7].
Будучи убежденным защитником идеи безусловного главенства прав и свобод человека, С. С. Алексеев настаивал на необходимости «твердой стабильной власти». Он считал, что «именно этот пункт Конституции призван прекратить вакханалию безвластия, от которой устали россияне».
Последовательно воплощая в конституционных установлениях новую для постсоветской действительности концепцию разделения и баланса властей, Сергей Сергеевич подчеркивал, что каждая ветвь должна заниматься своим делом, не претендуя на прерогативы другой: «президентское начало нужно выделить как главенствующее, при этом остаются сильный парламент и сильное независимое правительство».
Впоследствии, когда политический накал начала 1990-х стал уходить в прошлое, С. С. Алексеев, как всякий настоящий ученый, постоянно анализировал события, связанные с разработкой новой российской Конституции, вновь и вновь оценивал возможные альтернативы и упущенные шансы, размышлял о видимых ему «недочетах» итогового документа и непредсказуемых «изгибах» истории. Но, несмотря на всё это, итоговая оценка, которую Алексеев-теоретик «поставил» результатам труда Алексеева-практика, звучит так: «В целом, при всех минусах, огрехах, недоработках, это основательный конституционный документ, который по праву стал основой государственно-правового развития России»[8].
И еще: «Конституция России 1993 года – это первая за всю историю России демократическая Конституция, соответствующая основным общедемократическим требованиям. Она положила конец системе Советов, идеологизации государственной власти, всему комплексу начал и постулатов советского тоталитарного режима и одновременно закрепила главные ценности, определяющие взаимоотношения человека и власти в обществе, утверждающем и развивающем основы демократии – принципы народовластия, разделения властей, федерализма, законности.
Конституция 1993 года представляет собой основной, зримый рубеж, свидетельствующий о том, что Россия в канун XXI века, наконец порывает с традиционной цивилизацией, ужесточенной советским тоталитарным режимом, и становится на путь перехода к демократии, свободе, либеральной цивилизации»[9].
Вклад члена-корреспондента РАН С. С. Алексеева в развитие отечественного права и правосознания был по достоинству оценен государством и профессиональным сообществом. Но лучшей наградой и памятником этому замечательному человеку и настоящему ученому была и остается живая, действующая Конституция нашей страны.
[1] Алексеев С.С., Собчак А.А. Конституция Российской Федерации (проект): альтернативный вариант. М.: Новости, 1992; Конституция Российской Федерации. Проект Конституции подготовлен по решению Политсовета Российского движения демократических реформ / Отв. за подготовку член Политсовета А.А. Собчак; авт. разраб. проекта С.С. Алексеев, А.А. Собчак, при участии Ю.Х. Калмыкова, С.А. Хохлова. М., 1992.
[2] См.: Проекты конституционных актов конца ХХ в. // Интернет-ресурс «История современной России». URL: http://prohistory.info/ru/documents/by_category/1 (дата обращения: 12.10.2018).
[3] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. Проект, представленный Президентом Российской Федерации // Московская правда. 1993. 5 мая.
[4] Алексеев С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву // Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 4: Линия права. Концепция: Сочинения 1990-х – 2009 годов. – М.: Статут, 2010. С. 89.
[5] Там же. С. 89.
[6] См.: Сообщение ИА «Интерфакс» от 03.08.1993: «В Санкт-Петербурге считают, что проект Основного Закона РФ, подготовленный Конституционным совещанием, нуждается в доработке» // Цит. по: 1993 год. Хроники. История современной России. URL: http://prohistory.info/chronics/1993 (дата обращения: 12.10.2018).
[7] Сообщение ИА «Интерфакс» от 09.05.1993 «Хасбулатов: У нас действительно неплохая Конституция» // Цит. по: 1993 год. Хроники. История современной России. URL: http://prohistory.info/chronics/1993 (дата обращения: 12.10.2018).
[8] Алексеев С.С. Цит. соч. С. 101.
[9] Там же. С. 101.